Пять ранних христианских произведений, которые должен знать культурный человек

Вернуться к курсу


Здесь собраны произведения Рима, Византии и домонгольской Руси, которые важны для культурного багажа современного человека.

Три отрока в пещи огненной

III век. Роспись в катакомбах Присциллы, Рим

Римские катакомбы – это древние кладбища под землей, где христиане собирались для молитвы еще в те времена, когда открыто верить в Христа было опасно для жизни. Композиция «Три отрока» не зря выбрана для росписей стен в катакомбах. Этот сюжет был близким для христиан, которые подвергались гонениям за веру. Он иллюстрирует эпизод из книги пророка Даниила об эпохе вавилонского плена иудеев (Дан. 3:24-95).  Царь Навуходоносор воздвиг золотого истукана, а трое еврейских юношей отказались ему поклониться. За это они были подвергнуты казни – брошены в огонь. Однако Господь послал Ангела для того, чтобы спасти отроков: «и волосы на голове не опалены и одежды их не изменились» (Дан. 3:94). 

Видно, что катакомбный художник уверенно владеет своим ремеслом. Однако его не занимают детали, он не вырисовывает языки пламени и не показывает гамму эмоций на лицах. При минимуме художественных средств он передает самую суть происходящего. Эта незамысловатая, на первый взгляд, композиция важна потому, что уже здесь выражен путь, по которому пошло христианское искусство. Ясность, простота и избавление от всего отвлекающего, концентрация на главном – торжестве веры и милости Божией.

 

Христос Пантократор

VI век. Монастырь св. Екатерины на Синае

Эта икона кажется современной и даже в чем-то смелой относительно привычных нам образов. Но на самом деле, Пантократор из Синая – древнейшее из сохранившихся иконописных изображений Христа! Вы можете заметить необычную асимметрию лика Спасителя, на котором запечатлены как будто два разных настроения. Смысл этого художественного приема не раз становился предметом дискуссий. По основной версии, асимметрия указывает на двойственность богочеловеческой природы Христа. Икона написана константинопольским мастером в технике энкаустики и близка по стилю к фаюмским портретам. А монастырь св. Екатерины на Синае, где хранится Пантократор, знаменит коллекцией раннехристианской иконописи, которая чудом сохранилась до наших дней.

Иконография Пантократор или Вседержитель (от греческого — “всевластный”, “всемогущий”) представляет Христа как Небесного Царя и Судию.

 

 

 

Император Юстиниан со свитой

VI век. Мозаика базилики Сан-Витале, Равенна

Равенна – крупный портовый город на восточном побережье Италии, который в начале VI века входил в Византийскую империю. Мозаики Равенны хорошо сохранились до наших дней и по ним можно судить о великолепии Константинополя: если уж в провинциальных городах так украшали храмы, то как сверкала столица во времена правления императора Юстиниана! Именно он в окружении свиты изображен на мозаике базилики Сан-Витале. Обратите внимание на нимб! Зрителя, привыкшего видеть нимбы у святых, эта деталь может удивить: ведь изображение было создано при жизни Юстиниана. На самом деле, портрет императора с нимбом – римская традиция. Раннехристианская культура постоянно переосмысливала античное наследие: как должны выглядеть художественные произведения в храме, и должны ли они быть вообще? В итоге, было решено отказаться от статуй, которые напоминали языческих идолов. А для христианских росписей и мозаик был изобретен новый художественный язык.

 

Владимирская икона Божией Матери

Первая треть XII века. Константинополь. Государственная Третьяковская галерея

Эту икону можно назвать главной святыней русского народа, духовным символом, который связал Византию, Древнюю Русь и современную Россию. От Богородицы сложно оторвать взгляд. Ее образ выражает нежность, предчувствие страданий и смирение. Богослов священник Павел Флоренский назвал ее «духовным светом от святого лика», то есть боговдохновенным произведением. Мы так сроднились с Владимирской иконой Божией Матери, что кажется удивительным факт, что родом она из Константинополя.

По преданию автором иконы считается сам Евангелист Лука: икона прибыла из Иерусалима в Константинополь в V веке. Искусствоведы же датируют Богоматерь Владимирскую XII веком. Достоверно известно, что икону доставили в Киевскую Русь в 1130 году. Спустя 15 лет князь Андрей Боголюбский перевез образ Богоматери во Владимир, от которого икона получила свое название. Образ три раза записывали (в прежние времена, когда икона темнела или ветшала, ее писали заново поверх старого красочного слоя), и только в ХХ веке реставраторам удалось раскрыть более ранние слои. Оказалось, что от письма XII века осталась маленькая часть. Но чудо в том, что уцелело самое главное – лики Богоматери и Младенца. И сохранились они превосходно! 

 

Сейчас Богоматерь Владимирская находится в храме-музее святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Увидеть святыню можно в любой день и совершенно бесплатно.

 

Боголюбская икона Божией Матери

Первая треть XII века. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Образ Богоматери Боголюбской важно знать потому, что она считается первой иконой, написанной на Руси. Предание говорит, что в 1155 году князь Андрей Боголюбский во время молитвы в походном шатре увидел Пресвятую Богородицу. После он велел написать особую икону, которая бы отражала образ Божией Матери из его видения. Икона стала почитаться на Руси как чудотворная, с ее перенесением во Владимир в 1771 году связывали прекращение эпидемии чумы. Боголюбскую икону принято было торжественно проносить по городам и селам. Возможно, этот обычай привел к ухудшению ее состояния: икона прошла через множество сложных реставраций. До 2009 года святыню можно было видеть в Успенском соборе Княгинина монастыря во Владимире, пока реставраторы не зафиксировали ее аварийное состояние. 

Неизвестно, кто был автором Боголюбской иконы: грек или русский художник. В любом случае, домонгольская Русь находилась под сильным культурным влиянием Византии. Однако уже в этом памятнике наметился характер русской иконописи. Впечатляет большой (185 × 105 см) формат доски (в Византии создавали иконы более камерные). Мы видим яркость цветового решения, четкий силуэт, обобщенные черты лика. Боголюбская икона Божией Матери – это первая попытка изобразить русский идеал божественной красоты.

Вернуться к курсу

Подпишитесь
на рассылку