Сердце Русской культуры

Курс по христианскому искусству

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

Рождение христианского искусства

Рождение христианского искусства

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

Культура Древней Руси и позднего Средневековья

Культура Древней Руси
и позднего Средневековья

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ

Религиозное искусство Нового времени

Религиозное искусство Нового времени

Давайте вернемся в первое тысячелетие нашей эры, посмотрим на мир глазами ранних христиан и вместе с ними сделаем важнейшее открытие: как изобразить то, что изобразить невозможно?

В первой части образовательного курса мы изучим основные понятия иконописи, познакомимся с ранними христианскими храмами и узнаем, как отличать русское православное искусство от византийского. А в конце – расследуем историю уничтожения древних памятников иконоборцами, которые верили во Христа, но боролись с Его изображениями.

Рождение иконы

Лекция о том, как появилась иконопись

В какой-то момент художники Римской империи поняли, что уже «умеют все», и… отказались от своей виртуозности. Христианское искусство появилось вместе с новой религией и должно было ей соответствовать.

Искусствовед Юлия Бузыкина показывает, как выглядели самые ранние иконы. Объясняет, как складывался стиль византийского искусства и какие уникальные изобретения ему принадлежат. Кроме того, вы узнаете:

  • кто и зачем изобрел нимб и золотой фон;
  • как Древняя Русь жила, не зная античности;
  • какие приемы Матисс и другие художники заимствовали у иконописцев.
Юлия Бузыкина, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Музеев Московского Кремля. Член команды исследователей Музея христианского искусства ЦАК.

Пять шедевров раннего христианства

Здесь собраны произведения Рима, Византии и домонгольской Руси, которые важны для культурного багажа современного человека.

Читать

Как устроена икона

Разберемся с основными понятиями и символикой христианского искусства. Изучив всплывающие подсказки, вы сможете грамотно описывать православную икону и правильно называть ее элементы.

Поля

Поля – выпуклая часть по периметру иконной доски, которая визуально напоминает раму. На полях могут изображаться святые, иногда здесь размещают сопроводительные надписи.

Ковчег

Ковчегом называют углубление центральной части иконной доски, образованное перепадом уровня между полями и изображением в среднике. На некоторых иконах, ковчег бывает двойной, когда перепад уровня имеется между полями, средником и по внешнему периметру иконы. На других иконах ковчега может не быть вовсе.

Сре́дник

Средником называется центральная часть иконы. Средник могут обрамлять не только поля, но и ряд клейм с дополнительными изображениями.

Лузга́

Уступ, который образуется в результате перепада высоты между ковчегом и полями, именуется лузгой.

О́пушь

По периметру полей часто можно видеть линию яркого цвета. Эту обводку называют опушью, по аналогии с меховой отделкой края одежды.

Апостол Иоанн Богослов

Середина XVI века. Греция

Кле́йма

На некоторых иконах основное изображение окружают дополнительные сюжеты – клейма. Как правило, это сцены из жития святого, чей образ помещен в среднике. Правильный порядок чтения клейм не сверху вниз, а слева направо (но бывают исключения).

Горки

Древнерусский художник не знал, как в точности выглядит скалистый рельеф Средиземноморья и Ближнего Востока, поэтому изображал горы причудливой формы и самых разных цветов. В иконописи их принято называть «горками». Высветленные поверхности горок (ступеньки) называют лещадками.

Вода

Для того, чтобы обозначить действие, которое происходит на воде, иконописец прибегает к условности. Он не стремится передать все подробности, а пишет тонкую струйку реки или расщелину в горах, где бушуют волны. Намека вполне достаточно, чтобы обозначить небольшие речки и водные просторы.

Небо или фон

Икона не показывает пейзаж в привычном смысле. За условной линией горизонта, если она есть, мы обычно видим однородный фон. Бывает, что на иконе изображают Небеса (подробнее об этом дальше).

Палата

Архитектурные формы, чаще всего имеющие вид базилик, храмов и башен, на иконах называют палатами. Всего несколько палат на фоне могут означать, что действие происходит в городе, либо город рядом.

Завесы и ве́ллумы

Материя, которая нависает над персонажами, это знак того, что действие разворачивается внутри помещения. Например, в клейме «Рождество святителя Николая» над его матерью Нонной перекинут с палаты на палату красный веллум – завеса. Подобные тяжелые ткани и сегодня используют на юге вместо дверей в летнее время.

Разный масштаб фигур

В клейме «Рождество святителя Николая» можно заметить, что служанки пропорционально меньше, чем лежащая роженица. Таким образом подчеркивается иерархия действующих лиц. Мать святителя Николая важнее для сюжета, чем женщины-помощницы.

Профиль

Если персонаж изображен строго в профиль, то, как правило, он является второстепенным или отрицательным (например, Иуда часто представлен в профиль). Основные действующие лица показаны фронтально или в три четверти, чтобы лик был виден целиком. Бывают исключения, например, скорбящие апостолы на иконе Успения Богоматери могут быть изображены в профиль.

Святитель Николай Чудотворец (Великорецкий) с житием

Вторая половина XVI века. Псков

Одно дерево

Единственное дерево на иконе Троицы говорит нам, что события происходят возле дубравы Мамре в Хевроне, где поселился Авраам. Иконописцу не нужно изображать весь лес, достаточно символа. В то же время, дерево указывает на конкретный Мамврийский дуб, под которым Авраам принимал своих гостей – трех ангелов.

Одна палатка

Здание с колоннами может указывать как на шатер Авраама, так и на то, что поблизости находится большой город Содом, куда потом отправились путники-ангелы.

Одна горка

Изображение горки говорит о том, что действие происходит на природе среди скалистой местности. Кроме того, ее масса уравновешивает композицию на иконе.

Святая Троица

Вторая четверть XVII века. Кострома

Завесы и ве́ллумы

На этой иконе изображено введение трехлетней Девы Марии в Иерусалимский храм. На фоне мы видим несколько отдельно стоящих сооружений, и может показаться, что действие происходит вне помещения. Однако, ткань-веллум, укрепленная на крыше палатки справа и обвязанная вокруг одной из колонок кивория, говорит об обратном.

Киво́рий

Малая архитектурная форма – киворий, напоминает сень над престолом в алтаре или над мощами святых. Она указывает на особую святость изображенного места.

Разные моменты времени в одной композиции

Дева Мария изображена в композиции дважды. Сначала Ее подводят к первосвященнику Захарии, а слева вверху Она уже сидит в Святая Святых Иерусалимского храма под киворием. Дело в том, что на иконе в одной композиции могут быть изображены разные моменты времени и разные сцены, которые относятся к одному главному событию.

Разные моменты времени в одной композиции

Дева Мария изображена в композиции дважды. Сначала Ее подводят к первосвященнику Захарии, а слева вверху Она уже сидит в Святая Святых Иерусалимского храма под киворием. Дело в том, что на иконе в одной композиции могут быть изображены разные моменты времени и разные сцены, которые относятся к одному главному событию.

Введение Богородицы во храм

XV век. Крит

Именующая надпись

Надпись, которая содержит название сюжета или имя святого на иконе называется именующей. На этой иконе по сторонам от лика вязью написано: святая мученица Параскева Пятница. Эта же надпись повторяется ниже мелким, но удобным для чтения шрифтом.

Свитки и книги

Часто на иконе можно видеть свиток или раскрытую книгу со словами молитвы, цитатой из Библии или апокрифа. Здесь великомученица Параскева держит свиток с текстом Символа Веры. Чаще всего с развернутыми свитками или раскрытыми книгами в руках пишут Христа Вседержителя, святителей (Николая, Иоанна Златоуста, Василия Великого), некоторых преподобных, пророков и праотцев.

Великомученица Параскева Пятница

Первая половина XVIII века. Русский Север

Нимб

Нимбы на иконах являются знаком святости. Иногда они представляют собой простую обводку, часто бывают золотыми, желтыми и реже цветными. Края могут быть украшены орнаментом, в поле нимба также может быть узор. Нимб Христа устроен более сложно. Часто он включает перекрестие, указывающее на искупительную смерть на Кресте. Такой нимб называется крещатым.

Символы на нимбе Христа

На ветвях креста мы видим буквы. Их можно сложить в слово Ο ΩΝ, что переводится с греческого как «Сущий». Это отсылка к тексту в библейской книге Исход о явлении пророку Моисею Неопалимой купины «Аз Есмь Сущий» (Исх. 3:14). То есть, Сущий – одно из Имен Божиих в Ветхом завете.

Хито́н

Земная одежда Спасителя, в которой Он изображается на иконах, называется хитон. Традиционно хитон имеет красный цвет, который символизирует человеческую сущность Христа, Его плоть.

Гима́тий

Верхняя одежда Христа называется гиматий. Здесь мы видим его зеленым, на самом же деле, это синий пигмент, который со временем поменял цвет. Синий гиматий указывает на Божественную (небесную) природу Христа. Одежды Спасителя в иконописи подтверждают учение о двух природах Его естества – Божественной и человеческой.

Господь Вседержитель

XVIII век. Русский Север

Одеяния Богородицы

Богородица одета в синюю тунику (то же самое, что хитон), Ее волосы закрывает чепец, а сверху головное покрывало – мафо́рий.

Звезды Богородицы

На плече и голове Пресвятой Богородицы видны две маленькие звезды, третья скрыта в полуобороте. Звезды на мафории Девы Марии символизируют Ее непорочность до, во время и после рождения Иисуса Христа.

Туфли Богородицы

Красный цвет обуви Девы Марии свидетельствует о Ее происхождении из царского рода.

Благовещение

Вторая треть XVI века

Мандо́рла

Мандóрла – сияние овальной, круглой или миндалевидной формы, которое символизирует Божественную славу. Чаще всего мандорла имеет голубоватые оттенки, но может быть также белого и даже розового цвета. Эффект сияния передается за счет чередования полос в порядке высветления. На иконе Успения мандорла изображена дважды: она окружает Христа и возносящуюся на небеса Богородицу. Видения славы и ее сияние описаны в Евангелии и Деяниях апостолов в момент Преображения Господня на горе Фавор и Вознесения. Явление Господа во славе упоминается в видениях ветхозаветных пророков Иезекииля и Исайи.

Силы небесные

Внутри мандорлы по сторонам от Христа изображены Силы небесные, имеющие вид ангелов, которые сопровождают Спасителя. Они обычно пишутся тем же цветом, что и мандорла. На разных иконах Силы небесные могут быть в образе ангелов, херувимов, серафимов, а иногда даже огненных престолов и колес.

Облака

Эти облака можно принять за чудесные воздушные лодки. Они несут апостолов в Иерусалим для прощания с Пресвятой Богородицей. Облака в иконописи – не явление природы, а образ Небес, проявление незримой силы Божией.

Мандо́рла

Мандóрла – сияние овальной, круглой или миндалевидной формы, которое символизирует Божественную славу. Чаще всего мандорла имеет голубоватые оттенки, но может быть также белого и даже розового цвета. Эффект сияния передается за счет чередования полос в порядке высветления. На иконе Успения мандорла изображена дважды: она окружает Христа и возносящуюся на небеса Богородицу. Видения славы и ее сияние описаны в Евангелии и Деяниях апостолов в момент Преображения Господня на горе Фавор и Вознесения. Явление Господа во славе упоминается в видениях ветхозаветных пророков Иезекииля и Исайи.

Успение Богоматери

Третья четверть XVI века. Украина

Небесный сегмент

Обычно на иконах небо специально не изображают, его роль играет фон. Однако в некоторых случаях появляется облачный небесный сегмент, в котором изображается Сам Христос или Его Десница в благословляющем жесте. В данном случае Спаситель благословляет Георгия на битву со змием, олицетворяющим зло.

Одеяния воина

Здесь мы видим великомученика Георгия Победоносца в образе воина и об этом говорит не только сюжет, но и его одеяния. На святом Георгии короткий хитон, доспехи, кампаги (кожаные сапоги с высоким голенищем) и яркий плащ. По подобным одеждам можно узнать и других святых-воинов. Например, великомучеников Димитрия Солунского и Феодора Стратилата.

Чудо великомученика Георгия о змие

Вторая половина XVI века. Новгородская провинция

Лично́е

Лично́е письмо – это изображение лиц и частей тела, не скрытых одеждой. На иконе личное пишется в последнюю очередь, когда закончены одежды и элементы фона.

Движки́

Изящные светлые штрихи на личном письме называют движками. В иконописи они выполняют функцию бликов, моделируют объемные и освещенные части. Движки оживляют изображение, поэтому их иногда называют ожи́вками.

Пробела́

Иконописцы изображают свет с помощью многократного нанесения светлой краски на ровный основной тон. С каждой прописью количество белил увеличивается и создается видимость объема и свечения. Такие участки называются пробела.

А́ссист

Отдельные лучи или сетка узора, выполненные золотом, называются ассистом. Ассист накладывают поверх красочного слоя, он может повторять рисунок на фигурах и символизирует присутствие Божественного света.

Позём

Земля в иконописи – это ровная полоса зеленого или коричневого цвета. На иконе архангела Михаила и апостола Андрея позем разделен на две части: одна из них – светлая – намекает на закон перспективы. Иногда позем может быть украшен фигурами, похожими на решетки, – так условно обозначают растения. Иконописцы называют эти фигуры жуками.

Оклад

Накладное украшение лицевой поверхности иконы может быть сделано из металла, драгоценных камней, низанного жемчуга, бисера, часто бывает выполнено в технике шитья. Оклад прикрывает отдельные части иконы, но никогда не скрывает личное письмо.

Архангел Михаил и апостол Андрей Первозванный

Третья четверть XVI века. Москва

Экспонат эпохи

Богоматерь Млекопитательница

Третья четверть XIV века. Венецианская республика/Королевство Кандия (Крит)

Богоматерь Млекопитательница – древнейшая икона в собрании Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет».

Читать

Византия или Русь

Лекция о том, как отличать русскую икону от греческой

Искусствовед Юлия Бузыкина выбрала пары икон с похожими сюжетами, но разным происхождением.

Смотрим, находим отличия, разбираем стиль и технику. Лекция научит узнавать древнерусское и византийское искусство, лучше чувствовать его характер.

Юлия Бузыкина, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Музеев Московского Кремля. Член команды исследователей Музея христианского искусства ЦАК.

Изучайте Наследие Византии
по произведениям в коллекции Музея христианского искусства ЦАК

Экспонат эпохи

Змеевик
Великомученик Феодор Стратилат
XIII – начало XIV века

Из Византии на Русь пришла интересная традиция делать нагрудные иконы в форме медальона со змеями. Это характерная черта раннего христианства, которое еще находилось под влиянием языческой традиции.

Читать

От пещерных храмов до Софии Константинопольской

Лекция о том, как христиане вышли из катакомб и создали сложнейшую архитектурную систему

Византийские архитекторы научились управлять светом, звуком и даже чувствами.

А затем превратили места для молитвы в философские высказывания – богословие в камне. Лекция записана в Музее христианского искусства на фоне макетов знаменитых храмов.

Елизавета Лихачева, искусствовед, директор Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева.

Подкаст. Видеть и верить

Иконоборчество в Византийской империи.

В подкасте мы расследуем историю иконоборчества в VIII–IX веках. Как так получилось, что византийцы создали христианское искусство, а потом сами начали его уничтожать? Какие аргументы были у тех, кто боролся с иконами, и у тех, кто защищал изображения святых? В теме поможет разобраться архимандрит Лука (Головков), декан иконописного факультета Московской духовной академии, доцент кафедры истории и теории церковного искусства. Отец Лука рассуждает о глубинных причинах раскола и объясняет, для чего вообще верующему человеку нужна икона.

Нажмите на обложку слева, чтобы слушать подкаст.

Поделитесь с друзьями:

Перейти ко второй части

Подпишитесь
на рассылку