Композиция «Авраам приносит Исаака в жертву» (1849) принадлежит русскому художнику немецкого происхождения, академику Императорской Академии художеств Евграфу Рейтерну. Один из вариантов картины хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
В центре – фигура стоящего на коленях седовласого Авраама в одеждах темно-зеленого цвета. Его правую руку с занесенным клиновидным ножом удерживает слетающий с неба ангел, который перстом указывает на пышный куст и запутавшегося в нем овна. Раскрытая ладонь левой руки патриарха лежит на голове Исаака. Полуобнаженная фигура юноши со связанными за спиной руками расположена несколько по диагонали к нижнему краю полотна. Он лежит на ярко-красном покрывале, из-под которого видны концы поленьев. Справа у головы Исаака курится кадильница. На заднем плане – условный пейзаж темного неба и скал.
Сюжетом для картины стал ветхозаветный эпизод, в котором Бог повелел Аврааму принести своего любимого сына Исаака во всесожжение на одной из гор в земле Мория (Быт. 22:1-19). Авраам повиновался и отправился с Исааком в указанное место. Там Авраам устроил жертвенник, связал Исаака, положил его на жертвенник поверх дров и уже занёс над ним нож, когда ангел воззвал к нему с неба: «Авраам! Авраам! <...> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт. 22: 11-12). Вместо Исаака в жертву был принесён баран, который запутался в чаще неподалеку.
Евграф Романович Рейтерн (Герхардт-Вильгельм фон Рейтерн, 1794–1865) – родом из знатного остзейского семейства, его отец, Христофор Герман Рейтерн, был камергером Саксонского двора. Получив общее образование в училище при лютеранской церкви святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге, в течение года слушал лекции в Дерптском университете, а в 1811 году поступил на военную службу. В ходе войны с Наполеоном в битве под Лейпцигом лишился правой руки. Оправившись от тяжёлого ранения, Е. Р. Рейтерн поселился в Виллингсхаузене, в 1820 году женился на Шарлотте фон Швертцелль. В 1825 году вместе с Людвигом Гриммом (братом филологов Якоба и Вильгельма) основал «Вилленсхаузенскую колонию художников». Начинал как художник-самоучка (работал левой рукой), затем продолжил обучение живописи в Берне, Касселе и Дюссельдорфе. В 1837 году стал придворным художником российского императорского двора и получал почётную пенсию. В это время он создает картины на библейские сюжеты, в том числе «Авраам приносит Исаака в жертву» (1849). Попеременно жил в Германии, Франции, Швейцарии, Италии и России (приезжая в своё лифляндское поместье и Санкт-Петербург). С 1844 года и до своей кончины 22 марта 1865 года жил во Франкфурте-на-Майне.
Автор:
Рейнтерн Е. Р. (?)Время создания:
XIX векМесто создания:
РоссияМатериал и техника:
холст, маслоРазмер:
158,0 х 116,6 смИконография:
Авраам, Исаак, Ветхий ЗаветКлючевые слова:
Живопись, Западно-европейская живопись, Барокко, картинаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП- 1998дар архимандрита Пимена (Извекова), наместника Троице-Сергиевой Лавры