Портрет схиархимандрита Паисия (Величковского) создан вскоре после смерти схиархимандрита в духовной среде его учеников и последователей. Старец представлен в монашеском одеянии с четками в руках, что подчеркивает его подвиг «умного делания». Лик передает портретные черты подвижника. Манера изображения рук, написанных в стилистике XVIII века, деликатная разделка прядей волос и бороды, четкость написания личного выдаёт мастера высокой профессиональной культуры. Под изображением – 12 виршей: «НАДГРОБНОЕ РЫДАНИЕ ПАИСИЮ СТАРЦУ ОТ ЧАД СВОИХ ВСЕХ». Таким образом, можно говорить о том, что портрет восходит к традиции надгробного изображения, иконография которого легла в основу иконописного образа святого после его канонизации.
Преподобный Паисий (Петр Иванович Величковский, 1722-1794) – святой Русской православной церкви, возрождавший аскетические традиции монашества, перевел с греческого на славянский язык свод произведений святоотеческой литературы, в частности «Добротолюбие». В 1740 году в Николо-Медведовской обители пострижен в рясофор с именем Платон. Подвизался в монастырях Украины и Молдовалахии. Под руководством старца Василия в Кыркульском скиту обучался непрестанной молитве. В 1746 году переселился на Афон, где был пострижен в мантию с именем Паисий. В 1758 году рукоположен во иеромонаха. После возвращения в Молдавию жил в монастыре Святого Духа (Драгомирна) в Буковине, где принял постриг в схиму; затем – в Секуле и Нямецком монастыре. Под его духовным руководством собралось несколько сотен учеников. В 1790 году возведен в сан архимандрита. Погребен в храме Вознесения Господня Нямецкого монастыря. Причислен к лику святых в 1988 году. День памяти – 15/28 ноября.
Автор:
неизвестный художникВремя создания:
конец XVIII векаМесто создания:
МолдавияМатериал и техника:
холст, маслоРазмер:
104,5 х 85,5 смЗаписи/надписи:
НАДГРОБНОЕ РЫДАНИЕ ПАИСИЮ СТАРЦУ ОТ ЧАД СВОИХ ВСЕХ 1. // Образъ лица твоего Паисия чудный, // Моглъ начертать художникъ искуствомъ не//труднымъ. Но добрата разума: коль предивна бяша // изобразити — словомъ никтоже можаше Единъ Солнца // [У]мъ [т]вои сказати удобенъ Единому Единъ ти // Солнца былъ подобенъ, // 2. // Благочестиемъ д(у)хъ твой аки огнь горяше // Оучениемъ догматовъ всей ц(е)ркви светяше, ты // насадилъ правыя иноковъ [оуставы], возрастоша // здравии безседы и нрави, ты открылъ оученыя, ра//зделивъ на лики; да славословят Творца разными язы//ки; ново бл(а)г(о)лепие ц(е)ркви восприияша, лучшымъ образом // Ему служити познаша. Чтение и пение толь красно я//вися, аки от сна воспрянувъ весь миръ оудивися. // 3-е. //Еликоже тщаливъ бе ц(е)ркве оукраситель, Толик[о] // остроуменъ и дому строитель, Несовершивъ ма//лаго дела безсовета // не оставилъ нужднаго слова // безответа, Зная держати въ рукахъ мерило прав//диво, изобрази сокровенъ помыслъ Б(о)жий живо, // небренебреглъ своего Еже [...] не отторже // чуждаго малейшия части. На трудящыхся добре // прилежно смотряше коемуждо мзду д[обр]у на // с(е)рдце писаше, Вовсемъ долготерпеливъ и бл(а)гораз//судный, пр(а)в(е)дно наречеся ПАИСИЙ Пречудный. // 4-е. // Твоя плещи толикъ трудъ ношаху, Еликъ многи // мужи нести не можаху, лицемъ светелъ, образомъ // ты былъ сановитый. Не стыдно бы монархомъ къ // тебе по[...]удитись. Беседа твоя кротка въ советех // смиренна, солию бл(а)г(о)д(а)ти была растворенна, словеса твоя верна и истинна бяху, // Свидетелство неложно источаху. // 5-е. // Великодешенъ в нужде, негорделивъ въ // ч(е)сти, равно бл(а)г(о)словяше Вышняго без // лесты, ласкателство срамное мудре // отражаше, тщелавия мирскаго точно // оубегаше, обличаше противных иску//сно прикладно, не испаде изъ оусть сло//во гнусно, и досадно. // 6-е. // Ты страннымъ былъ отрада, покой // притружденнымъ: болящым врачъ, и цель//ба оумомъ поврежденным: м(и)л(о)стыни от // тебе течаху рекою, Б(о)гъ оудевляше ску//дныхъ твоею рукою. // 7-е. // Въ тебе добродетель вся живяше испытна. и // книгамъ отеческимъ любовъ ненасытна: дни // и нощи их ради без сна провождаше, из тмы // нерадения восветь изводяше, любя преводити // я намноги языки, дазнаютъ подвигь древных, // поздны веки. // 8-е. // Оудивляхуся странны предивному слову, // стекахуся прияти ползу душъ готову: Съ // надеждою твердою къ тебе притекаху, сра//достию пол[...] въ домы отхождахъ. // 9-е. // С(е)рдце наше желаше въ век тебе светити, // Оувы! найде годъ темный, светь твой оугасити: // не оугасе светь твой но токмо скрыся, отзе// мна круга, на кругъ светелъ преселися. // 10-е. // Облистан оубо на тверды[...] лучь оутешни, // въ тебе свое положи селение Вышний, память // твоя бл(а)женне во славе пребудетъ, блистающа // дондеже мир стояти будеть. // 11-е. // Мы чада вси духовно от тебе рожденны от // тмы неведения во светь изведенны бл(а)г[од]ари[м] // Вышняго во веки живуща, давша намъ па//стыря тя всехъ горе влекуща, Твоимъ моль//бамъ о о[т]че всехъ себе въ веряемъ, мертву // ти, аки живу главы преклоняемъ, моляще тя // о стаде твоемъ незабуди, да внидемъ в ра//дость вечну предстатель наш[ь] буди. // 12-[е]. // Молдовлахиискихъ НЯМЕЦКАГ[О] прочихъ м(о)н(а)ст(ы)рей великий старецъ схимон[ахъ] // и архимандритъ ПАИСИЙ, Величков//ский. скончался [1794] года // ноявря [5] дня [...] // погребень в ня[ме]//цкомъ мо//настыреИконография:
Преподобный, Паисий ВеличковскийКлючевые слова:
Живопись, Русская живопись, портрет, картинаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-7259«Духовные светочи России». Москва, Андроньевская площадь, д. 10, стр. 3 (Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. 08.11.1999 – 12.12.1999)
Зеленина Я. Э., Хромов О. Р. Духовные светочи России. Портреты, иконы, автографы выдающихся деятелей Русской Церкви конца XVII – начала XX веков. Москва: «МСД», 1999. С. 190.
Тарасенко Л. П. «Угодно в очах Божиих дело сие...» Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской православной духовной академии. Сергиев Посад, Патриарший издательско-полиграфический центр, 2004. С. 302-303.