На аллегорическом портрете известный московский архипастырь изображен в профиль. Он сидит у стола, в правой руке держит перо, левая – воздета к «явившемуся» ангелу. На столе раскрытая книга с недописанным текстом, чернильница с пером и глобус, на заднем плане – полки с книгами. Все эти предметы подчеркивают ученую направленность занятий иерарха. Панагия на груди является точной копией знаменитой панагии митрополита Платона из дымчатого агата с нерукотворным изображением монаха, молящегося перед Голгофой (СПМЗ). Ткань клобука «спала» на плечи иерарха от порыва ветра, повеявшего при чудесном явлении ангела. В правой руке ангел «держит» пламенеющее сердце, а в левой – раскрытую книгу. Справа изображены ученики Вифанской семинарии с цветами и нотами в руках.
В целом композиция выражает идею мудрого наставничества ученого архипастыря и теплой благодарности его воспитанников. В художественном строе портрет из коллекции музея находится в рамках живописной культуры XVIII столетия со свойственной ей эмблематикой (горящее сердце, книга, глобус), патетикой жестов и стилистикой (например, облачный фон). Вместе с тем, кабинетный интерьер, домашний облик митрополита при достаточно большом размере изображения, интерес к научным занятиям более характерны для портретов первой половины XIX века. Д. А. Ровинский упоминает подобный портрет работы Моисея Платонова, который находился в митрополичьих покоях Спасо-Вифанского монастыря.
Митрополит Московский и Коломенский Платон (Петр Георгиевич Данилов-Левшин, 1737-1812) – «московский апостол» и «второй Златоуст», выдающийся богослов, историк Церкви, яркий проповедник, оставивший обширное литературное наследие. В 1758 году выпускник Славяно-греко-латинской академии начал читать курс риторики в Троицкой семинарии, вскоре был пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. С 1761 года – ректор семинарии и профессор богословия. В 1763 году назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры и приглашен на должность придворного проповедника и законоучителя наследника престола. С 1766 года – член Святейшего Синода. В 1770 году состоялась его хиротония во архиепископа Тверского и Кашинского. В 1775 году назначен на Московскую кафедру, которой управлял до 1811 года (с 1787 года в сане митрополита). Значительное внимание митрополит Платон уделял духовному образованию, поддерживая лучших учеников. Его любимым детищем стала Вифанская семинария, учрежденная по указу императора Павла I.
Автор:
[[Платонов (?) Моисей Петрович]]Время создания:
начало XIX векаМесто создания:
МоскваМатериал и техника:
холст, маслоРазмер:
204,2 х 126,1 смЗаписи/надписи:
Надпись вокруг изображения сердца: «горе / сердца». Надпись на раскрытой книге в руке ангела: «с(ы)не ч(е)л(ове)чь! // стража // дахъ тя // дому // израи//леву // Иезик. Гл. // [3] стих. [17]». Надпись на раскрытой книге на столе: «Не Б(о)гу / ли повине//тся / д(у)ша моя»Иконография:
митрополит, Платон ЛевшинКлючевые слова:
Живопись, Русская живопись, портрет, картинаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-1753Зеленина Я. Э., Хромов О. Р. Духовные светочи России, портреты, иконы, автографы выдающихся деятелей Русской Церкви конца XVII – начала XX веков. Москва: «МСД», 1999. С. 114 - 119.
Тарасенко Л. П. «Угодно в очах Божиих дело сие...» Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской православной духовной академии. Сергиев Посад, Патриарший издательско-полиграфический центр, 2004. С. 310 - 311.