Воскресение Христово. Копия росписи плафона Большой церкви Зимнего дворца

В центре – возносящаяся в небеса фигура воскресшего Христа в белых одеждах. Его левая рука воздета к небу, в правой – красное знамя победы на тонком длинном древке, завершающемся небольшим крестиком. Христа «окружает» сонм торжествующих ангелов, через просвет облаков льется божественный свет. Внизу изображен гроб, по типу римских саркофагов, его открытую крышку придерживают ангелы. На земле в страхе лежат поверженные римские воины. Иконография произведения восходит к европейскому средневековому искусству, в котором Воскресение Христово изображалось как «Восстание из гроба». В русской иконописи этот вариант также был распространен в XVII-XVIII столетиях.

Пётр Васильевич Басин (1793-1830) – русский религиозный, исторический и портретный живописец, академик, заслуженный профессор императорской Академии художеств. Служил в Министерстве финансов. С 1811 года посещал рисовальные классы Академии художеств в качестве вольнослушателя; в 1813 году поступил в Академию студентом, через пять лет закончил её с большой золотой медалью и правом на пенсионерскую поездку за границу. Хотя П. В. Басин много работал как портретист, он получил известность благодаря монументальным работам в церквях и светских общественных зданиях. В Исаакиевском соборе он выполнил наибольший объём росписей и создал до сорока образов и картин религиозного содержания. В Казанском соборе написал «Введение во храм», в церкви Академии художеств – запрестольный образ «Сошествие Святого Духа на апостолов», а для церкви Зимнего дворца – «Воскресение Христово». Работы П. В. Басина украшали соборы в Петергофе и Тифлисе. В конце жизни, в 1860-е годы, художник создал картоны росписей для храма Христа Спасителя в Москве, но сам не смог их воплотить в церкви из-за ухудшающегося зрения, росписи по его эскизам выполнил Н. А. Кошелев.

Подпишитесь
на рассылку