Картина представляет собой тондо в квадратное раме. В центре ̶ погрудное изображение благословляющего Христа на темно-коричневом фоне. Правой рукой он благословляет, в левой ̶ держит закрытое Евангелие. Спаситель облачен в киноварно-красный хитон и сине-зеленый гиматий. Хотя манера исполнения произведения отвечает классической выучке мастера, светло-голубой крещатый нимб вокруг головы Христа написан в иконном стиле: идеально круглый, с греческими буквами ὁ ὤν (“Сущий”). Иконография произведения восходит к фрескам в куполах древнерусских церквей. Возможно, картина имеет отношение к серии эскизов 1890-х годов для поновления росписи Софийского собора в Новгороде.
Андрей Петрович Рябушкин (1861 — 1904) — русский живописец, мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века. В детстве Андрей часто помогал отцу Пётру Васильевичу и старшему брату Фёдору в их иконописной деятельности. В 14 лет художник осиротел. Случайно его способности заметил гостивший в селе студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А. Х. Преображенский. Он увёз юношу в Москву и помог определиться в училище. Не окончив его, Андрей уехал в Петербург, где поступил в 1882 году в Академию художеств. Его дипломной работой стало произведение на религиозную тему — «Снятие с креста» (1890). В 1890-х годах художник писал заказные работы, рисунки и акварели для изданий и альбомов, эскизы композиций для предполагавшейся росписи Софийского собора в Новгороде. В декоративном решении своих произведений Рябушкин шёл от традиции русской иконописи и фресковых росписей.
Автор:
Андрей РябушкинВремя создания:
четвертая четверть XIX векаМесто создания:
Центральная РоссияМатериал и техника:
картон, маслоРазмер:
83,5 х 84,0 смИконография:
ХристосКлючевые слова:
Живопись, Русская живопись, картинаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-573