Подчеркнуто вытянутая композиция произведения указывает на его фрагментарность и предназначенность для храмового пространства, предположительно, часть диптиха «Благовещение». По своим иконографическим особенностям произведение восходит к образцам итальянской религиозной живописи. Дева Мария изображена в малиновом хитоне, облегающем живот, и темно-синим гиматии; голову покрывает легкий свело-зеленый платок с золотистой отделкой, концы которого спускаются Ей на грудь. Правой рукой Она придерживает раскрытую книгу, левая, развернутая ладонью наружу, – у груди. Лик озаряет едва заметная полуулыбка, что вносит в образ оттенок сдержанной теплоты. Вверху из темноты фона проступают изображения головок двух херувимов.
С образцами западноевропейской живописи русские художники были знакомы по многочисленным копиям, присылаемым из Рима пенсионерами Императорской Академии художеств, или частным коллекциям русских аристократов. Живописные иконы академической направления украшали интерьеры вновь построенных церквей XVIII – первой половины XIX века. В. Л. Боровиковский, продолживший семейную традицию иконописания, создал большое число таких работ для храмов Санкт-Петербурга. Стилистическая близость образа Девы Марии из собрания музея прослеживается с иконой Богоматери из местного ряда одного из иконостасов Казанского собора (ГТГ).
Автор:
Владимир БоровиковскийВремя создания:
1804-1809 годы, XIX векМесто создания:
Санкт-ПетербургМатериал и техника:
дерево, маслоРазмер:
102,2 х 41,7 смИконография:
Богоматерь, БлаговещеньеКлючевые слова:
Живопись, Русская живопись, картинаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-568поступила от частного лица
«В воспоминание избавления от нашествия галлов. Русская икона в канун войны 1812 года». Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (12 сентября - 20 ноября 2012 года)
Герасименко Н. В. «В воспоминание избавления от нашествия галлов. Русская икона в канун войны 1812 года»: Каталог выставки. Москва, 2014; Тарасенко Л. П. «Угодно в очах Божиих дело сие...» Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской православной духовной академии. Сергиев Посад, Патриарший издательско-полиграфический центр, 2004. С. 334 - 335.