На фоне зимнего пейзажа мимо Введенской и Пятницкой церквей и Пятницкой башни Троице-Сергиевой лавры на белых конях скачут три всадника в монашеских одеждах со светящимися нимбами.
Исторической основой для картины стало «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря» войсками польско-литовских интервентов в 1608-1610 годах, написанное келарем обители Авраамом (Палицыным). В основе сюжета – эпизод «О явлении Чудотворца Сергия». В критический для обители момент преподобный Сергий Радонежский явился больному пономарю Иринарху со слова: «Я послал от себя в Москву в дом Пречистой Богородицы и ко всем московским чудотворцам, чтобы совершили молебное торжество, трех своих учеников: Михея, Варфоломея и Наума, – в третьем часу ночи. И воры и литовцы видели их».
По сравнению с текстом «Сказания» художник изменил масти коней. Вместо слепых меринов, двух карих и пестрого, М. Нестеров пишет чудесных белых коней, как на иконах святого Георгия Победоносца. К иконам отсылает и композиционное решение произведения, в то время как манера живописи – очень обобщенная, без проработки деталей. Это подчеркивает то, что речь идет о чудесном видении всадников, которые вырвались из монастыря и, минуя стражу, устремились в Москву. Занимающаяся заря и белоснежное облако на розовеющем утреннем небе передают надежду защитников обители на победу в самый тяжелый период осады.
Автор:
Михаил НестеровВремя создания:
1932 год, XX векМесто создания:
Центральная РоссияМатериал и техника:
холст, маслоРазмер:
81,5 х 59,6 смЗаписи/надписи:
Справа внизу подпись и дата: «М.Нестеров. 1932». На обороте авторская подпись: «Всадники. М.В.Нестеров»Иконография:
Свято-Троицкая Сергиева ЛавраКлючевые слова:
Живопись, Русская живопись, пейзаж, картина, шедеврыНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-564Поступление от Н. М. Нестеровой в 1960-е годы
«Михаил Нестеров. В поисках своей России. К 150-летию со дня рождения». Москва, Государственная Третьяковская Галерея (23.04 - 18.08.2013)
Климов П. Ю. Михаил Васильевич Нестеров: каталог-резоне. Живопись. Графика. Т. II. М.: Издательство «Символы», 2019. С. 263.