Перед вами эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, где Виктор Васнецов работал с 1885 по 1896 год. Создание образа Богоматери с Младенцем художник считал главным делом своей жизни. Васнецова волновала грандиозность задачи, способы ее разрешения. «Что можно сделать после таких мастеров, как Рафаэль и Мурильо, — говорил он, — чтоб критика не упрекнула в подражании?» (по воспоминаниям Н. А. Прахова).
Васнецов искал ответ на этот вопрос, обращаясь к итальянской классике и древнерусскому искусству. Художник вдохновлялся мозаикой «Богоматерь — Нерушимая стена» в апсиде Софии Киевской и «Сикстинской Мадонной» Рафаэля. От первой взята общая монументальность образа и пропорции, от второй — поза и нежная трактовка ликов. В центре композиции изображена идущая Богоматерь с Младенцем Христом на руках. Их головы окружены мягким сиянием. Прообразом стала жена Васнецова и его маленький сын. С картины на нас смотрят большие, полные печали и любви глаза Богоматери, Младенец распахнул руки навстречу грешному миру.
По завершении работы Виктор Васнецов так оценил свое произведение: «Я поставил свечку Богу!». Образ впоследствии часто использовался в русской иконописи и получил название «васнецовского».
Автор:
Виктор ВаснецовВремя создания:
1889 год, XIX векМесто создания:
КиевМатериал и техника:
холст, маслоРазмер:
172,0 х 98,7 смЗаписи/надписи:
В левом нижнем углу автограф художника кистью коричневым пигментом: «2-го Марта 1889 года // В. Васнецовъ». Ниже кистью золотисто-оранжевым пигментом: «ЭМИЛIИИ И АДРIАНY».Иконография:
Богоматерь с МладенцемКлючевые слова:
Живопись, Русская живопись, картина, шедеврыНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-560Дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, в 1956 году
Тарасенко Л. П. «Угодно в очах Божиих дело сие...» Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской православной духовной академии. Сергиев Посад, Патриарший издательско-полиграфический центр, 2004. С. 344 - 345.