Монументальная фигура Христа занимает практически все пространство холста. На Нем свободная белая хламида с наброшенным на левое плечо синим гиматием. Его напряженный взгляд направлен прямо на зрителя. Правая рука Христа тяжело и устало легла на голову слепца. Левой Он едва касается судорожно вытянутой руки спасаемого. Еще не видящий ничего из-за ослепившего его света, человек выпускает посох из сжатых рук. Чудо свершилось в притворе храма, и толпящиеся позади и едва различимые апостолы не могут скрыть своего изумления. В качестве основы своего произведения Суриков избрал строки Евангелия от Марка (8: 22-26) об исцелении слепого в Вифсаиде, и Евангелия от Иоанна (9: 1-8), в котором прозвучали слова: «Я свет миру». Хотя выдающийся живописец В.И. Суриков не был церковным художником в прямом смысле, однако он неоднократно обращался к религиозной тематике. Самой значительной и наиболее ранней его религиозной работой были картины для росписей храма Христа Спасителя в Москве, выполненные в 1876г. Рассматриваемое полотно, исполненное мастером 12 лет спустя, уже демонстрирует серьезные изменения в живописном строе, проявившемся во многих известных произведениях мастера.
Автор:
Василий СуриковВремя создания:
1888 год, XIX векМесто создания:
РоссияМатериал и техника:
холст, маслоРазмер:
163,0 х 107,0 смЗаписи/надписи:
В правом нижнем углу автограф художника кистью белильно-охристым пигментом: «1888// В. Суриков».Иконография:
Новый ЗаветКлючевые слова:
Живопись, Русская живопись, картина, шедеврыНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-551дар патриарха Алексия I (Симанского)
Тарасенко Л.П. «Угодно в очах божиих дело сие...» Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии. Сергиев Посад, Патриарший издательско-полиграфический центр. 2004, с. 342 - 343