Омофор - обязательная часть архиерейского облачения в виде широй полосы ткани с крестами. Омофор надевается поверх других одежд, спускаясь одним концом спереди, другим - сзади. Облаченный в омофор архиерей символизирует образ Доброго Пастыря, а сам омофор - заблудшую овцу, переносимую на плечах Пастырем-Христом.
Особенностью омофора является изображение в "звезде" Богоматери на престоле, с приподающие Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским. Думается, что выбор этого сюжета обусловлен конкретными фактами биографии архиерея, которому был поднесен омофор и чье служение было связано как с Новгородом, так и с Москвой. Из архиереев 60-70-х годов XVII века это могли быть патриархи Питирим, занимавший престол с 7 июля 1672 года по 1673 год (до 1664 года митрополит Крутицкий, затем Новгородский), или Иоаким, сменивший его сначала в 1673 году на новгородской кафедре, а в 1674 году - на патриаршей.
Омофор шит из итальянской камки XVII века палевого цвета с растительным орнаментом в виде разработанных вьющихся толстых стеблей, проходящих через короны, а также плодов граната и листьев аканфа. Сохранившиеся полосы «источников» выполнены из турецкой золотной объяри XVII века (мелкие красные гвоздики по золотному фону). Подкладка поздняя - китайская камка XVIII века. Края омофора обшиты золотными тесьмой и кружевом. Посередине омофора вышита «звезда» - круглое (в данное случае овальное) клеймо с шитой композицией «Богоматерь с Младенцем на троне, с преподобными Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским». Богоматерь держит на на коленях Младенца, который благословляет правой рукой. Слева и справа изображены коленопреклоненные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский. В крестчатых клеймах по сторонам вышиты «Воскресение» (в типе «Сошествия во ад») и «Снятие со креста», именующися надписи шиты красным шелком. Шитье композиции выполнено по красной тафте. Лики шиты плотно крученым шелком светло-серого цвета «атласным швом» «по форме». Рисунок черт лица - черным шелком. Светотеневая моделировка ликов передана по характерной строгановской схеме коричневым шелком. Все доличное и фон зашиты пряденым золотом и серебром «в прикреп» и сканью. Прикрепы разноцветного шелка образуют орнаменты: крестик, клопчик, черенок, городок, ягодка двойная. Контуры выделены серебряной нитью высоким швом «по веревочке»
Автор:
неизвестенВремя создания:
1660-1670-е годы XVII векМесто создания:
Сольвычегодск. Мастерская Анна Ивановны СтрогановойМатериал и техника:
тафта, камка, объярь, холст, шелковые нити, золотные нити, серебряные нити, золотное кружево, тесьма, лицевое шитьеРазмер:
231,5 х 32,5 смИконография:
Богоматерь на троне, Сошествие во адКлючевые слова:
Шитье, Облачения, омофор, шедеврыНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-2941дар протоиерея Александра (Меня)
Николаева С.В., Воронцова Л.М. Преподобный Сергий Радонежский. Образ простоты, правды, святости. Иконография XV - начала XX века. Альбом-каталог. М, 2014. С.276 - 277 ; Силкин А.В. Строгановское лицевое шитье. Москва. 2002. С. 262 - 263; Тарасенко Л.П. «Угодно в очах божиих дело сие...» Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии. Сергиев Посад, Патриарший издательско-полиграфический центр. 2004. С.224 - 225