Икона вместе с оглавием вырезана из цельного куска черного камня — мелкозернистого сланца — и обложена серебряной рамкой со стеклами. В низком плоском рельефе на камне воспроизведена древняя композиция «Гроб Господень». Внизу по центру иконы расположен саркофаг. Слева от Гроба — три фигуры жен-мироносиц, справа — припавший ко Гробу апостол Петр, за ним — Ангел Господень, указующий правой рукой на Гроб. Следом апостол Иоанн Богослов. Над Гробом возвышается трехкупольный храм с обозначающей кувуклию полуциркульной аркой, под которой висят две лампады. На заднем плане — каменная стена и два парящих над храмом херувима.
Каменная икона «Гроб Господень» из собрания музея является наиболее точной копией, «мерой и подобием» чудотворной Мироносицкой иконы Божией Матери, явленной в 1647 году близ города Царевококшайска (ныне Йошкар-Ола). На месте явления каменной иконы был основан единственный в России Мироносицкий монастырь.
В композиции царевококшаиской иконы использован иконографический извод, сложившийся еще в раннехристианском искусстве VI века под влиянием свидетельств святителя Иоанна Златоуста, Никифора Каллиста и церковных песнопений, получивший позже известность в связи с распространением апокрифического жития Пресвятой Богородицы иеромонаха Епифания Кипрского, в котором говорится о присутствии среди пришедших ко Гробу женщин Божией Матери: «Богородица же одна из первых с Мариею пришли ко гробу, и Ангел указал ей на воскресшего Его (Христа)». В русском искусстве на иконах московской и псковской школ иконописи изображение Божией Матери у Гроба Господня вместе с мироносицами Марией Клеоповой, Марией Иаковлевой, Марией Магдалиной, иногда с Соломией и Иоанной встречается с первой половины XVI столетия. В более позднее время иконы с таким сюжетом были особенно распространены в Среднем Поволжье. Совмещение в композиции «Гроб Господень» изображений учеников Христа, жен-мироносиц и Сил бесплотных — ангелов и херувимов — символизирует соединение Церкви Земной и Небесной.
Автор:
неизвестенВремя создания:
XIX векМесто создания:
РоссияМатериал и техника:
камень, серебро, цветные стекла, резьба, монтировкаРазмер:
9,9 х 6,1 х 1,2 смИконография:
Новый Завет, Жены-мироносицы у гробаКлючевые слова:
Мелкая пластика, резьба, резьба по камню, образок, шедеврыНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-2353дар архиепископа Виктора (Святина)
«И то все видел своими очами..» к 900-летию Хождения игумена Даниила в Святую Землю», г. Москва, Московская обл., Москва, Андроньевская площадь, 10 (Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. 29.03.2007 - 29.06.2007); «Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве», г. Москва (Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. 21.11.2019-26.01.2020)
Липатова С.Н. Другое измерение. смерть и загробная жизнь в христианском искусстве. Каталог выставки. М, 2019. С. 55; Тарасенко Л.П. «Угодно в очах божиих дело сие...» Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии. Сергиев Посад, Патриарший издательско-полиграфический центр. 2004. С. 280 - 281