Образ Христа на плащанице является центральной частью иконографии Положения во гроб. Этот сюжет с древних времен помещается на шитых плащаницах, выносящихся на поклонение из алтаря в храм в Страстную Седмицу. Горизонтальная направленность доски свидетельствует о том, что публикуюмая икона могла быть использована в качестве основы для выноса шитой плащаницы за богослужением в Страстную Пятницу. Фигуры Богородицы, Марии Магдалины и других оплакивающих Христа на ней отсутствуют, как нередко и на тканых плащаницах с живописными вставками личного, созданных в Новое время. В настоящее время образ из собрания музея не имеет аналогов среди выявленных памятников в музейных и церковных собраниях и может считаться уникальным. Письмо иконы отличается линейной графичностью, личное написано в несколько жесткой манере, подражающей древним образцам. Колорит в целом тяготеет к высветленным тонам. Указанные особенности, характерны для русской иконописи эпохи классицизма, что позволяет датировать памятник первой половиной XIX столетия. Вытянутые пропорции, особенности колорита, разделок личного и складок тканей позволяют предполагать, что икона была написана в одном из иконописных центров Владимирской губернии.
Автор:
неизвестенВремя создания:
первая половина XIX векаМесто создания:
Владимирские селаМатериал и техника:
дерево, левкас, темпера, золочениеРазмер:
33,4 х 99,9 х 3,5 смИконография:
Страсти ХристовыКлючевые слова:
Иконопись, Синодальный период, Традиционные центры, ИконаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-351Алехина Л.И., Гнутова С.В. «И то все видел своими очами..» к 900-летию хождения игумена Даниила в Святую Землю. Каталог выставки. Москва. 2007, с. 57; Тарасенко Л.П. «Угодно в очах божиих дело сие...» Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии. Сергиев Посад, Патриарший издательско-полиграфический центр. 2004, с. 186 - 187