Богоматерь представлена в рост, в трехчетвертном повороте вправо. На Ее левой руке восседает Христос-Эммануил, правой Богоматерь придерживает Его за ногу. Христос обращен к Матери и благословляет Ее правой рукой, левая – опущена вниз. Он облачен в белый хитон и охристый гиматий. Края мафория Богоматери с обеих сторон ниспадают, образуя острые складки, подчеркнутые золотой каймой.
Это достаточно редкий в русском искусстве иконографический тип, который можно считать одним из вариантов «Одигитрии», поскольку Христос представлен благословляющим, а не обнимающим Богородицу. Вероятно, подобные изображения иконографически связаны с монументальными образами, располагавшимися на столпах или в узких простенках, подобно ростовому образу Богоматери Одигитрии монастыря Хора (Кахрие-Джами, 1313 год. Константинополь). Публикуемая икона наиболее близка образу Богоматери XV - XVI столетия, хранящемуся в монастыре Пантократора на Афоне. Известен, как минимум, один древний русский список с этой иконы – в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника, однако отличающийся одеянием Христа и положением Его левой руки. К концу XIX века на иконах этого иконографического типа иногда стали появляется надписи «Моденская» (икона из собрания Н.П. Лихачева; зеркальная прорись из собрания Ивановского областного художественного музея). На самом деле, икона почитаемая как Моденская-Косинская, которую считали привезенной из города Модены (Италия), и которая хранилась в Успенской церкви подмосковного села Косино с 1717 года (празднование 20 июня/3 июля), не совпадает по типу с данной группой икон. На ней, действительно, Богородица также представлена в полный рост в трехчетвертном повороте вправо, однако Младенец обращен от Матери и благословляет не Ее, а невидимых зрителю предстоящих, оставшихся вне иконного поля.
Стилистическое решение памятника близко следует образцу: повторены не только пропорции фигур и общая композиция, но и типы ликов и формы складок. Некоторая жесткость рисунка и сам копийный характер живописи, тщательно воспроизводящий древние приемы, говорит о ее создании во второй половине XIX – начале XX века.
3 июля (20 июня по старому стилю) Названа Косинской по месту нахождения – село Косино Московского уезда (ныне район Косино г. Москвы). По преданию, икона в 1717 году привезена в Россию графом Борисом Петровичем Шереметьевым из итальянского города Модены (отсюда второе название иконы). В церковь села Косино пожертвована императором Петром I. Когда Измайловский пруд и Яуза стали тесны для флотилии, на которой отрок Пётр обучался морской службе, то он перенёс свою флотилию на Белое озеро в Косино. Благодарный за первую науку, Пётр Великий не один раз посещал Измайлово и Косино и в знак своего благоволения оставил Косинской церкви драгоценный дар – Моденскую икону Божией Матери. Зафиксировано множество случаев помощи Пресвятой Богородицы через Её икону Косинскую (Моденскую).
В 1920 году с иконы были сняты серебряная риза с драгоценными камнями. В 1940 году косинские храмы были закрыты, церковная утварь разворована и уничтожена, чудотворная икона конфискована государством и передана в музей религии и атеизма, бывший сначала в Москве, затем в Ленинграде. После Великой Отечественной войны икона было переведена в музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва, расположенного на территории Спасо-Андронникова монастыря в Москве. В 1991 году икона возвращена Церкви. В настоящее время находится в Свято-Успенском храме в Косино. Здесь зафиксировано немало случаев помощи Божией Матери женщинам, страдающим бесплодием, после молитв перед Её иконой Косинская.
Ежегодно прихожане Успенского храма в Косино совершают с чудотворной иконой крестный ход на Святое озеро. По преданию, озеро образовалось в древние времена на месте, где стояла церковь.
Автор:
неизвестенВремя создания:
конец XIX - начало XX векаМесто создания:
МоскваМатериал и техника:
дерево, левкас, темпера, золочениеРазмер:
31,2 х 24,0 х 2,0 смИконография:
Богоматерь ОдигитрияКлючевые слова:
Иконопись, Синодальный период, Традиционные центры, ИконаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-343