Икона «Воскресение Христово и Сошествие во ад» – развернутой иконографии. В центре представлен Христос в мандорле славы, попирающий врата ада. Он подает руку Адаму и выводит его из пасти Геенны огненной. За праотцем Адамом следует праматерь Ева и праведные души в белых одеяниях, а чуть выше процессия, возглавляемая Иоанном Предтечей направляется к вратам рая, расположенным вверху справа. Среди других ветхозаветных праведников легко узнаются цари Давид и Соломон (рядом с Евой), пророк Даниил в характерной шапочке, замыкает процессию праотец Ной – с ковчегом в руках. Вверху справа изображено, как Иисус дает благоразумному разбойнику «знамение крестное» и ангел – страж рая, видя знамение, пропускает разбойника в рай. В раю разбойник беседует с пророком Илией и праотцем Енохом (сцена слева) и встречает освобожденных из рая праведников (в центре).
В правом нижнем углу представлено историческое повествование о Воскресении: Положение во гроб, Восстание Христа от гроба и Беседа жен Мироносиц с ангелом.
События Воскресения и Сошествия во ад не описаны в канонических Евангелиях, в отличие от Положения во гроб (Мф. 27:59-66; Мк. 15:46-47; Лк. 23:53-56) и Явления ангела женам мироносицам (Мф. 28:1-8; Мк. 16:1-8; Лк. 24:1-10; Ин. 20). В древности, именно сцена Явления ангела женам мироносицам служила образом Воскресения. Позднее, в качестве иконы праздника использовалась относительно лаконичная сцена Сошествия во ад, основанная, главным образом, на тексте апокрифического евангелия Никодима. В русском искусстве со второй половины XVI столетия возникает потребность в большей повествовательности композиций. Именно тогда текст этого источника начинает иллюстрироваться гораздо более подробно. Сошествие во ад дополняется сценами шествия праведных в рай, их встречей в раю с Ильей и Енохом, а также повествованием о благоразумном разбойнике. Тогда же, композиция дополняется некоторыми страстными сценами и «историческим» изображением Воскресения в виде Восстания от гроба. К середине XVII столетия композиции Воскрешения – Сошествия во ад приобретают симметричное построение: сцены Восстания от гроба и Сошествия во ад помещаются на центральной оси, а поток шествующих в рай праведников - S-образную форму. Таким образом, иконография памятника соответствует раннему этапу формирования развернутой композиции «Воскресения – Сошествия во ад».
Насыщенность многофигурной композиции, миниатюрное письмо, несколько круглоголовые фигуры, радостный, почти ликующий колорит, изобилующий эмалевыми бледно-розовыми, бледно-голубыми и бледно-зелеными тонами, в сочетании с открытым алым цветом, обилие надписей на полях – все это черты характерные для произведений, так называемых, «строгановских мастеров», работавших в столице в конце XVI – первой четверти XVII столетия.
Автор:
неизвестенВремя создания:
конец XVI - начало XVII векаМесто создания:
Центральная РоссияМатериал и техника:
дерево, левкас, темпера, золочениеРазмер:
35,9 х 30,6 х 2,5 смИконография:
Воскресение Христово, Сошествие во адКлючевые слова:
Иконопись, Синодальный период, Традиционные центры, ИконаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-287