Всевидящее Око. Икона

В центре композиции – поясное изображение двуперстно благословляющего и держащего свиток Христа-Эммануила. Его окружает мандорла из трех концентрических кругов и семиконечной звезды, составленной из двух ромбов: красного – с символами евангелистов и синего – с серафимами. Вместо верхнего угла синего ромба – сегмент неба с образом Господа Саваофа, благословляющего обеими руками, и медальоном Святого Духа. Средний, красный круг, представляет собой лик Солнца. Его окружает широкая дуга, пронизаная золотыми лучами и изображениями вверху Богоматери Оранты  и бесплотных сил по кругу. Между боковыми лучами звезды вписаны четыре ангела, а в нижней части – видения серафима Исайе (Ис. 6:6) и Небесных сил Иезекиилю (Иез. 1:1-28).

Изображение Христа-Эммануила во славе основано на видении пророка Иезекииля и известно с конца V – начала VI века. Вслед за двухсторонней охридской иконой 1395 года, русская икона второй половины XVI столетия, происходящая из ризницы Соловецкого монастыря (ныне в Музеях Московского Кремля) воспроизводит это видение в виде образа Христа-Эммануила, в окружении мандорлы из нескольких концентрических кругов. В нижней части композиции представлены пророки Иезекииль и Исайия. Однако иконография «Всевидящего ока Божия» окончательно сформировалась лишь на рубеже XVIII-XIX веков в старообрядческом искусстве. Ее название восходит к строфе псалма: «Вот око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32:18). Изображения пророков в этой композиции не были обязательны. Вероятно, они были основаны на зрительно близкой иконографической схеме образа Богоматери «Неопалимая купина», также предполагавшей крупное изображение, вписанное в звезду из двух ромбов.

Светлый фон и высветленная радостная палитра, дробность складок и «вспарушенные» очертания краев одежд – приемы характерные для иконописания старообрядческих сел Владимирской губернии, и в особенности Палеха.

Подпишитесь
на рассылку