Образ Богоматери с алым ликом восходит к древнему сказанию об иконе, брошенной в огонь императором-иконоборцем Феофилом, которая чудом не сгорела, но лик Богоматери стал красным как «пламень огненный». Огненный лик Богоматери, изображенной погрудно, символизирует тему спасения и преображения души Божественным огнем, очищающем греховную плоть. Прославление Богоматери через эпитеты «огненный столпе», «невещенственный огонь» и другие известны по Великому Акафисту, благодарственному канону Богоматери («огненная колесница Слова») и другим богослужебным текстам.
Образ был востребован старообрядцами в период печально известных «гарей» (добровольных массовых самосожжений, после преследований всех не принявших церковных реформ патриарха Никона), став символом воскресения души к новой жизни. Легкая улыбка губ Богоматери на иконе придет образу особую теплоту.
Сдержанный колорит фона и полей не был таким изначально: нимб, фон и поля иконы находятся под записью, и пробная расчистка показывает ее алый фон. Неизвестно, когда икона была записана.
Подобные иконы были распространены в старообрядческой среде, прежде всего Ветки и Стародубья, что связано и с влиянием католической церкви, где 2 февраля отмечается праздник «Очищения Девы Марии», последний в цикле святочных праздников. Он назывался «день свечей», т.к. в этот день процессии обходили храмы со свечами, которые затем зажигали при домашних молитвах. Считалось, что образ спасает как при лихорадке («огневице»), так и защищает от пожаров. Известно, что в старообрядческих деревнях на юге России женщины обносили им горящие строения.
Автор:
неизвестенВремя создания:
конец XIX векаМесто создания:
ВеткаМатериал и техника:
дерево, левкас, темпера, золочениеРазмер:
31,0 х 27,1 х 2,6 смИконография:
Богоматерь Огневидная, Богоматерь без МладенцаКлючевые слова:
Иконопись, Синодальный период, Старообрядцы, ИконаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-347