Образ Богоматери, поддерживающей обнажённое тело мертвого Иисуса, стоящего в гробу, со склоненной главой и закрытыми глазами, скрещенными впереди руками со следами глубоких ран, полон горестной скорби. Эта композиция, посвященная оплакиванию Христа, прошедшему крестные страдания, совмещает сцены «Снятия со креста» и «Положения во гроб», где Мария приникает к лику Сына. Стоящее тело Христа символизирует Его грядущее Воскресение.
Такие иконы выносились для поклонения верующим во время богослужения Великой субботы, совмещая Страстной и Пасхальный циклы. Иконография «Христа во гробе» возникла в Византии не позднее XII века, на Руси появилась в росписях жертвенника и аналойных иконах в XV века, известна в составе четырехчастной иконы середины XVI века из Благовещенского собора Московского Кремля.
Название образа - это слова утешения Христа горюющей Матери из канона утрени Великой субботы, песни Космы Маюмского: «Не рыдай Мене Мати, зряще во гробе...». Этот текст, написанный крупными буквами на полях, эффектно обрамляет образ. Четкость композиции, сумрачный колорит, выдержанный в зеленовато-коричневой гамме, подчеркивают горечь потери Матери.
Автор:
неизвестенВремя создания:
вторая половина XIX векаМесто создания:
Владимирские сёла, МстераМатериал и техника:
дерево, левкас, темпера, золочениеРазмер:
34,9 х 28,9 х 3,1 смИконография:
[[Не рыдай, Мене, Мати]], Спас, БогоматерьКлючевые слова:
Иконопись, Синодальный период, Старообрядцы, ИконаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-345Тарасенко Л.П. «Угодно в очах божиих дело сие...» Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии. Сергиев Посад, Патриарший издательско-полиграфический центр. 2004, с. 208 - 209