И почи Бог в день седмый.. Икона

Композиция «И почи Господь в день седьмый» получила название по первой строке иллюстрируемого текста (Быт. 2:2-3), вынесенного на верхнее поле иконы и дополненного на рассматриваемом памятнике текстом о Небесных силах: «По... въ ден седмы́ ѿ всѣ́х дѣ́лъ свохï (или: свохрѝ) и блгѿвѝ день // то́й...мъ почѝ. Архан(г)ели аг҇гли силы ï // власти на(чала) д... б... (хе)р(увими) (сера)ф(и)ми и мно // го ѿтчитаѩх...... вар.........ачес..и б»

 Композиция иконы сложного догматического содержания, иллюстрирующей заключительный эпизод Сотворения мира, условно разделена на мир видимый и невидимый. В отличие от клейма «И почи Бог в день седьмый» «Четырехчастной» иконы, более подробно иллюстрирующей текст книги Бытия и сцены земной жизни (Предвечный Совет Троицы о создании человека, благословение Адама и Евы в раю, плач прародителей после изгнания из рая, сцены отпадения от Бога потомков Адама ) и представляющей земной и небесный регистры примерно равными по размеру, на иконе МХИ «ЦАК» бо́льшую часть занимает круговая композиция невидимого трансцендентного мира, а земная жизнь представлена только двумя сюжетами, не связанными с текстом книги Бытия.

         Круговая композиция насыщена символами. В центре в окружении Небесных Сил представлен возлежащий на ложе Господь Саваоф (Го҇с҇҇҇ь Саваоф) в белых одеждах, с нимбом с двумя перекрещивающимися ромбами. Положение тела и головы исполнены глубокого покоя седьмого дня, отдохновения от шестоднева – от труда сотворения Вселенной. Взгляд и благословляющая (двуперстно) Десница Бога-Отца обращены в сторону распятого Христа. Над Саваофом в виде цветных дугообразных полос – свод сотворенных небес со звездами (в виде золотистых лучей и точек) и светом (сияющие лучи в виде трех полос), на фоне которых два пересекающихся ромба с изображением в виде голубя Духа Святого (надписано: дх҇ъ ст҇ы). По правую руку от Саваофа – Престол, окруженный многоочитыми огненными шестикрылатыми херувимами (надписано: хѣ), за Престолом – белый шестикрылый ангел. Сфера с возлежащим Господом Саваофом окаймлена стилизованными облачками, характерными для иконописи XVI века. По сторонам от сферы – в углах пламенеющего ромба (подобно иконографии «Спаса в силах») помещены символы евангелистов – тетраморфы с надписаниями: матвє (ангел), ма҇ркъ (орел), iоан (лев), лꙋка (телец).

         При помощи аллегорических образов, расположенных в следующем круге, иллюстрируются отвлеченные догматические идеи о начальных актах божественного домостроительства спасения. Вверху второго круга изображение Сил Небесных в виде ангелов с жезлами и ангела с зерцалом (I҇C). Слева: Христос с крестчатым нимбом (теонимограмма I҇C X҇C), распятый в «лоне Отче...» (видна только верхняя часть фигуры с шестью белыми многоочитыми херувимскими крылами), ниже – Богоматерь Воплощение (на фоне горящего куста – прообразовательный образ Неопалимой Купины) с Предвечным Младенцем Эммануилом (теонимограмма I҇C X҇C), еще ниже – Архангел в воинском облачении с мечами в обеих руках. Справа: Господь Саваоф (надпись: (Го҇с҇)ь Саваоф) с нимбом с двумя перекрещивающимися ромбами, благословляющей (двуперстно) Десницей, с сосудом в руках, изливающий благодать на Христа. Христос изображен с крестчатым нимбом, с разведенными в сторону руками, с благословляющей (двуперстно) Десницей, с шестью белыми многоочитыми херувимскими крылами, два из которых прикрывают нижнюю часть Его обнаженной фигуры. В нижней части круга – шестикрылатые огненные херувимы и небесно-синие серафимы. Этот круг также окаймлен декоративными облачками по внутреннему краю.

Внешняя коричневато-охристая сфера, не поместившаяся на иконе целиком, включает изображения земного мира. В нижнем левом углу сцена, подписанная «Землѩ// ес҇ть ма(ть?) // всех». Среди охристых лещадок изображена Земля в виде женской персонификации, сидящей у древа, в окружении созданных в пятый день Творения зверей, птиц, пресмыкающихся: зме́я – обитателя бездны, белой птицы, пары слонов, оленя и лютого зверя, который насыщается от ее сосца. В правом нижнем углу среди лещадок гор и морской бездны (с персонификацией моря?) изображены духи служебные в виде крылатых персонификаций (надписаны: ду...), две из которых, дующие в трубы, вероятно, олицетворения ветров. Напротив этой сцены на полях читается остаток надписи «духи служе(б) // ныѩ а..». В верхних углах иконы изображения солнца (слнце) и луны (лꙋна) на фоне небес со звездами и светом.

Очевидно, сюжет рассматриваемой иконы МХИ «ЦАК» иллюстрирует в аллегорических образах, с их буквальным соотношением с текстами богословских толкований концепцию «предвечного замысла о твари», согласно которой Воплощение Христа и Его искупительная жертва были предопределены Божественным промыслом еще в момент создания мира: «...прежде создания Адама, прежде пронаречась Воплощение Христово... яко Единородному Сыну животворящим крестом ада разорити, и дьявола связати и тако всему миру спасение соделати».

Иконографическая схема иконы МХИ «ЦАК» отличается от аналогичного сюжета «Четырехчастной» иконы – наиболее распространенного извода, сохранившегося во множестве повторений, и скорее близка композиционно другому, более редкому варианту, известному по иконе «Почи Господь в день седьмый» из Благовещенского собора Сольвычегодска (1590-е гг., ГРМ, инв. ДРЖ-1692) и другим более поздним памятникам. Уникальность иконы МХИ «ЦАК» состоит в дополнительных надписях, комментирующих сцены земной жизни внизу композиции и на полях иконы (возможно, более поздних).

Иконография относится к сложным символико-дидактическим сюжетам XVI века, разработанным при митрополите Макарии. Литературной основой послужил ветхозаветный текст книги Бытия (гл. 2), повествующий о сотворении мира и начале земной истории, дополненный другими текстами (?). Иконография сюжета «И почи Бог в день седьмый», вероятно, восходит к клейму «Четырехчастной» иконы из Благовещенского собора Московского Кремля, подвергшейся критике в разбирательстве дьяка Висковатого (1554). Сюжет получил распространение во второй половине XVI века (икона «Почи Господь в день седьмый» находилась в местном ряду иконостаса Благовещенского собора Сольвычегодска ; в настенной росписи Успенского собора Свияжска (1561 г.), в котором восточная часть сводов отведена под сцены клейма «Четырехчастной» иконы из Благовещенского собора Московского Кремля «И почи Бог в день седьмый». Сюжет «И почи Бог в день седьмый» был запрещен Указом Синода 1722 года, но, как и многие макариевские сюжеты, сохранялся в староверческой среде.

Подпишитесь
на рассылку