Страшный Суд. Райские селения, фрагмент композиции

Вверху изображен Небесный Иерусалим в виде храма с фланкируюшими боковыми пилястрами и акротериями на карнизе. В оконных проемах, за трапезой, - святые по чинам святости: пророки, преподобные, праотцы, мученики, святители, юродивые, девственницы, преподобные жены, мученицы. В проемах стены Небесного Иерусалима ангелы с венцами в руках увенчивают возносящихся преподобных с алыми крыльями - царевича Иоасафа, преподобного Варлаама, Иоанна Лествичника, Сергия Радонежского. Под ними - ангел с душой, представленной в виде обнаженного младенца в руках. В нижней части композиции - «Лоно Авраамово» с восседающими праотцами Иаковом, Авраамом, Исааком с Благоразумным разбойником на фоне райских кущей. Среди райских растений-птицы Сирин и Алконост. Над этой частью композиции помещена надпись «Райское селение в жилище с(вя)тыхъ». Колорит построен на сочетании розовых, голубых, зеленоватых, серых цветов. В решении архитектуры использованы барочные мотивы, характерные орнаменты и штрихообразные тени, что свидетельствует о традиции развитого XVIII века. Построение формы (в частности, личного) также говорит об этом времени.

Происхождение этого редчайшего произведения полихромной резьбы не известно. Памятников подобного рода почти не сохранилось, хотя есть сведения, что резные композиции для украшения храмов производились в большом количестве. Данный фрагмент является левой частью композиции «Страшный суд», точно соответствует традиционной иконографии, нашедшей воплощение во многих иконах XVII - XVIII веков.

Иконографической аналогией можно считать «Страшный Суд» начала XIX века из собрания Костромского музея-заповедника.

Подпишитесь
на рассылку