Икона исполнена в оригинальной технике: не только поля и фон, что встречается достаточно часто, но и фигуры, кроме ликов, выполнены благодаря приданию формы позолоченному левкасу. Таким образом создается имитация оклада, оставляющего открытым лишь лики изображенных.
В левой части композиции, на фоне деревянной постройки представлены трое преподобных - в мантиях и наброшенных на головы куколях-капюшонах. Двое – средних лет – один из которых опирается на меч – Пересвет и Ослябя. Ближе к центру в профиль с поднятыми перед собой вверх руками старец – Сергий Радонежский. Под его благословение, сняв шлем и склоняя голову, подходит благоверный князь Димитрий Донской, за ним, держа шлем в руках, стоит благоверный князь Владимир Андреевич Храбрый в окружении свиты.
Изображение сцены Благословения Димитрия Сергием на бой известно в миниатюрах Лицевого Летописного свода 1570-х годов, Жития Сергия Радонежского 1580-1590-х годов; с XVII столетия эта сцена начинает встречаться в житийных иконах преподобного Сергия. В XIX столетии этот сюжет, указывающий на благословение русского воинства Церковью, приобретает особую популярность. Так он встречается в росписи Святых Сеней Грановитой палаты (1847 г.; Ф.С. Завьялов), а также в оформлении храмов: горельеф Храма Христа Спасителя в Москве (1847-1849, А.В. Логановский); росписи тимпана одного из порталов Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге (1840-1854, Ф.Н. Рисс).
Одно из центральных мест сцена «Благословения Сергием Радонежским Дмитрия Донского» заняла в росписи Храма Христа Спасителя, где соотносилась с композицией «Помазание на царство царя Давида». Полотно было исполнено В.П. Верещагиным в 1875-1879 гг. Именно его композиция послужила иконографической основой для иконы.
Необычность технического решения иконы, очевидно, призванного создать недорогое произведение, в сочетании с несколько упрощенной манерой исполнения академической живописи личного отвечает зарождающейся эстетике модерна на рубеже столетий.
Автор:
неизвестенВремя создания:
конец XIX - начало XX векаМесто создания:
Центральная РоссияМатериал и техника:
дерево, левкас, темпера, золочение, тиснение по левкасуРазмер:
35,2 х 30,2 х 3,0 cмИконография:
Преподобный, Сергий Радонежский, благоверные князья/княгини, Дмитрий ДонскойКлючевые слова:
Иконопись, Синодальный период, Модерн, ИконаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-677