Поясное изображение Богоматери без Младенца с перекрещенными на груди руками. Богоматерь представлена в легком развороте вправо. Ее голова чуть склонена, а взгляд направлен на зрителя. Она облачена в синее платье и красный, ломающийся крупными складками плащ. На голове – тюрбан из зеленоватой ткани, край которой свисает вперед через левое плечо. Головной убор приоткрывает светло-рыжие волосы. В верхних углах расположено по паре херувимов.
Иконы, изображающие Богоматерь в молении, были широко распространены в восточно-христианском искусстве издревле и известны под разными названиями, среди которых наиболее часто встречаются «Агиосоритисса» и «Параклесис (Просительница)». Однако композиция, головной убор и положение рук Марии, свидетельствуют об использовании западноевропейского образца. Скрещенные на груди руки воспринимались как жест принятия божественной благодати и в православной, и в католической традиции. В этом качестве в европейском искусстве этот жест встречается в сценах «Благовещения» и других, тематически близких к ним, изображениях Мадонны. В русском искусстве Нового Времени изображения Богоматери со скрещенными на груди руками не были редкостью. Доказательством чему может служить икона Богоматери, принадлежавшая преподобному Серафиму Саровскому (1754-1833), известная как «Умиление – Радость всех радостей» или «Серафимо-Дивеевская».
Автор:
неизвестенВремя создания:
первая треть XIX векаМесто создания:
Центральная РоссияМатериал и техника:
дерево, маслоРазмер:
37,0 х 29,0 х 2,5 смИконография:
Богоматерь, Богоматерь без МладенцаКлючевые слова:
Иконопись, Синодальный период, Барокко, ИконаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-615«В воспоминание избавления от нашествия галлов. Русская икона в канун войны 1812 года», г. Москва (Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. 12 сентября - 20 ноября 2012 года)
Герасименко Н.В. «В воспоминание избавления от нашествия галлов. Русская икона в канун войны 1812 года» Каталог выставки. Москва. 2014, с. 136