Поясное изображение Спаса Вседержителя, именословно благословляющего правой, слегка отставленной рукой и придерживающего левой – сферу, словно опирающуюся на нижний край рамы. Фигуре Христа придан легкий естественный разворот влево, голова – слегка склонена и чуть развернута на зрителя. Вокруг нимба Спаса – четыре херувима.
Изображения Христа, держащего в руках державу, появились в русском искусстве на рубеже XVII - XVIII веков под воздействием гравюры. В западноевропейском искусстве подобный иконографический тип был широко распространен, начиная с XV столетия и назывался «Salvator mundi» - Спаситель мира. Сфера в руках Христа – держава – атрибут императорской власти, известный еще с римских времен.
Стилистическое решение иконы свидетельствует о знакомстве мастера с приемами западноевропейской живописи, а также с традицией русского иконописания XVIII столетия, где «иллюзорность» старых мастеров в передаче драгоценных тканей нашел своеобразное преломление. Однако нежная, несколько сентиментальная интонация образов, характерна для искусства рубежа XVIII - XIX века.
Общность композиционного и стилистического решения, а также размеров позволяет утверждать, что иконы «Богоматерь в молении» и «Cпас Вседержитель» составляли единый комплекс, очевидно, венчальную пару.
Автор:
неизвестенВремя создания:
первая треть XIX векаМесто создания:
Центральная РоссияМатериал и техника:
дерево, маслоРазмер:
36,9 х 28,7 х 2,1 смИконография:
Христос, Спас, Вседержитель, державаКлючевые слова:
Иконопись, Синодальный период, Барокко, ИконаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-613«В воспоминание избавления от нашествия галлов. Русская икона в канун войны 1812 года», г. Москва (Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. 12 сентября - 20 ноября 2012 года)
Герасименко Н.В. «В воспоминание избавления от нашествия галлов. Русская икона в канун войны 1812 года» Каталог выставки. Москва. 2014, с. 137