Преподобный Савва Сторожевский представлен в рост, на фоне основанного им монастыря, в молении Господу Вседержителю, изображение которого помещено в верхнем левом углу. Савва Сторожевский – старец с короткими седыми волосами и округлой брадой, в монашеском облачении, с четками в руках.
Колористическое решение иконы, сложная, словно слегка закрученная поза, контрастность между темным санкирем и выбеленным вохрением в личном говорят о связи памятника с барочной культурой. Однако, заметная упрощенность и жесткость всех приемов свидетельствует о том, что это пример копирования барочного образца в период «второго барокко», приходившегося на вторую треть XIX столетия.
Иконы подобной иконографии были широко распространены в качестве паломнических. Близкой аналогией может служить образ из собрания Музея им. Андрея Рублева. Любопытно, что несмотря на условность архитектурного фона, в обеих иконах не только правильно переданы общие очертания монастыря, но и такие детали как флюгеры на башнях в виде флагов и двуглавого орла.
Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский чудотворец († 3/16 декабря 1407 года) – один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского. Был духовником братии Троице-Сергиева монастыря и супруги Дмитрия Донского Евдокии (в монашестве Евфросинии), а также - восприемником от купели их второго сына – Юрия Звенигородского. После предсказанной преподобным победы над Волжской Булгарией, Юрий Звенигородский пригласил святого Савву в свою вотчину основать монастырь Рождества Богородицы на горе Сторожи у места впадения Сторожки в Москву-реку. Не исключено, что для монастыря преподобного Саввы работал прославленный иконописец преподобный Андрей Рублев. Святой Савва был погребен в основанной им обители. По преданию в 1430 году он явился во сне игумену Сторожевского монастыря Дионисию, обладавшему навыками художника, и повелел написать свой образ. Когда икона была поставлена у гроба преподобного, начали происходить чудеса. Общерусская канонизация святого состоялась в 1547 году. 19 января/1 февраля 1652 года были обретены его мощи.
Автор:
неизвестенВремя создания:
вторая треть XIX векаМесто создания:
Владимирские села, ХолуйМатериал и техника:
дерево левкас, темпераРазмер:
17,0 х 11,5 х 1,0 смИконография:
Преподобный, Савва СторожевскийКлючевые слова:
Иконопись, Синодальный период, Барокко, ИконаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-476из собрания доктора Величко В.В.