Композиционно икона восходит к гравюре Леонтия Бунина 1692 г. и ее повторениям, незначительно отличаясь деталями, а также более развитым изображением интерьера храма (он передан в прямой перспективе, в нем изображен иконостас с Царскими вратами). Девять страдальцев (Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артем, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон) представлены на фоне храма с орудиями мучений - жилами, сковородой, розгами терновыми, клещами, бичами узлатыми, колесом, багром и прочие. Вверху на своде изображен Иисус Христос, вручающий им венцы мученичества. По сторонам основной композиции в картушах изображены преподобный Марон и мученица царица Ирина, являющиеся, очевидно, патрональными святыми заказчиков образа.
Девять мучеников Кизических - Фавмасий, Феодот, Антипатр, Руф, Филимон, Феогнид, Феостих, Артема, Магн - приняли мученическую кончину за исповедание христианства в городе Кизике, в Малой Азии, между 286 и 299 годами.
Иван Федоров Липин - костромской потомственный иконописец работавший в первой половине - середине XVIII века. Кроме этой иконы известны три подписных произведения из комплекса миней, датированные 1758 годом
Автор:
Иван Федоров ЛипинВремя создания:
середина XVIII векаМесто создания:
КостромаМатериал и техника:
дерево, левкас, темпераРазмер:
31,7 х 26,5 х 2,6 смЗаписи/надписи:
Авторская подпись под картушем с текстом молитвы: написася сей с(вя) тый обра[з] [...] в [...] Писал костромский изограф [иван ф]едоров [л]ипин»Иконография:
Девять мучеников КизическихКлючевые слова:
Иконопись, Синодальный период, Барокко, ИконаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-225Комашко Н.И., Каткова С.С. Костромская икона XIII-XIX веков: Свод русской иконописи. Москва. 2004, с. 597; Тарасенко Л.П. «Угодно в очах божиих дело сие...» Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии. Сергиев Посад, патриарший издательско-полиграфический центр. 2004, с. 164 - 165