Иконография святителя Николая - традиционна. Он представлен в рост, в святительском облачении, без митры, в левой, укутанной краем фелони, руке он держит Евангелие, правой – благословляет.
Такой иконографический тип изображения святителя Николая – древнейший, известный с VII века. Сложно сказать, был ли выбор древнейшего иконографического типа следствием осознанного обращения к ранним образцам. Для середины - второй половины XIX века характерен повышенный интерес к византийскому искусству.
Икона решена в стиле историзма в его псевдо-византийском варианте. Фон, нимб, поля и картуши с надписью решены в технике тиснения по левкасу и имитируют драгоценный оклад с эмалями. Личное написано в манере, близкой академической соединяется с традиционными приемами иконописания: аскетический тип лика с высоким лбом, впалые щеки и выделяющися скулы, глубоко посаженные глаза. Подобная стилистика была принята в лучших столичных и московских мастерских. Однако наиболее близок тип лика святителя произведениям мастерской Ивана Матвеевича Малышева (1802-1880), работавшего в Сергиевом Посаде при Троице-Сергиевой лавре.
Автор:
неизвестенВремя создания:
вторая половина XIX векаМесто создания:
Сергиев Посад (?). Мастерская И.М. МалышеваМатериал и техника:
дерево, тисненый левкас, масло, золочениеРазмер:
142,8 х 69,7 х 4,2 смИконография:
Святитель, Николай ЧудотворецКлючевые слова:
Иконопись, Синодальный период, Живописная икона, ИконаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-1716