Святитель Николай представлен «оглавно». Лик святого и кресты омофора изображены крупно, заполняя собой всю плоскость средника.
Иконы подобной сокращенной иконографии известны с XV столетия. Первоначально такие изображения служили средниками относительно крупных икон и окружались клеймами жития или избранными святыми. Однако вскоре выделился самостоятельный тип оглавных изображений, предназначенный для частного моления. Необычная деталь – изображение лежащей поверх омофора цепочки креста или панагии. Изображения святителя Николая с панагией встречаются, главным образом, в произведениях XVIII столетия, реже – XIX. Оглавное изображение с цепочкой – большая редкость.
Стилистическое решение памятника было обусловлено попыткой в использовании масляной техники и приемов академической живописи следовать образцу, созданному иконописцами Оружейной палаты в начале XVIII века, подобному иконе 1722 года письма Феодота Феофанова Ухтомского (Эрмитаж). Формат доски, впечатление подвижности, достигнутое передачей обилия мелких морщин в личном и переливов муаровой ткани омофора, графика надписей – приметы принадлежности памятника к культуре позднего барокко.
Автор:
неизвестенВремя создания:
конец XVIII векаМесто создания:
РоссияМатериал и техника:
дерево, маслоРазмер:
31,6 х 27,0 х 3,0 смИконография:
Святитель, Николай ЧудотворецКлючевые слова:
Иконопись, Синодальный период, Живописная икона, ИконаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-1645