Святитель Иаков Ростовский. Икона

На иконе овального формата святитель Иаков, епископ Ростовский, представлен по пояс, в архиерейском облачении: синем подризнике с золотыми поручами, красном саккосе, белом с золотыми крестами омофоре и в высокой шапке – митре. Овальная с подвесками панагия на толстой золотой цепочке. Правой рукой он именословно благословляет, левой поддерживает закрытую книгу Евангелия. Святой изображен с седыми длинными слегка волнистыми волосами, пряди которых лежат на плечах, и аккуратной овальной брадой, доходящей до середины груди.

Правильность пропорций, уверенная передача объема, придание лику святителя индивидуальных черт и выразительного живого проницательного взгляда выдает в мастере произведения руку профессионального художника, получившего хорошую академическую выучку.

Образ святителя Иакова Ростовского полностью соответствует традиционной иконографии. Жест именословного благословения, при котором указательный и средний пальцы перекрещиваются, образуя букву «Х», а распрямленный мизинец напоминает букву «I», вместе составляя монограмму Иисуса Христа, - был принят для благословения священниками в официальной церкви после реформы Никона.

Святитель Иаков Ростовский (память 27 ноября/10 декабря и в Соборе Ростово-Ярославских святых 23 мая/5 июня) - основатель Спасо-Иаковлевского монастыря. Его деятельность приходилась на XIV век, однако сведения о святом в разных источниках не совпадают. Наиболее вероятно, что он был рукоположен во епископы ростовские в 1386 году, в последние годы жизни покинул кафедру. В житии, составленном около 1762 года обстоятельства оставления епископского служения объясняются тем, что святитель помиловал грешницу, приговоренную князем и народом города к казни. Разгневанные жители изгнали святого, а он покинул неблагодарный город, положив свою мантию на воды озера Неро и уплыв на ней, как на плоту. В месте, где святой Иаков сошел на берег, он основал монастырь во имя Зачатия святой Анны. В этой обители святой и скончался около 1392 года. Местное почитание фиксируется с конца XV века, общерусское – закрепляется на Соборе 1547 года, после чего появляются его первые изображения.

Подпишитесь
на рассылку