На иконе слева представлен святой Мефодий, как старец в священническом облачении с крестом в правой руке, справа - святой Кирилл, средовек в монашеском облачении. Правой рукой он прижимает к груди развернутый свиток, на котором начертана азбука. В левой руке он держит книгу.
Братья Кирилл (827 – 14/27.02.869, Константин Философ) и Мефодий (810 - 820-е годы – 6/19.04.885) – дети солунского друнгария (командира небольшого военного отряда) Льва. Изображение азбуки в руках Кирилла, а креста в руках Мефодия, наиболее точно указывает на их роли в просвещении славян. Стилистическое решение памятника, выполненного в компромиссной манере, сочетающей упрощенные приемы академической живописи с условным фоном, характерно для произведений второй половины XIX – начала XX века.
Греки по происхождению, братья выросли в славянском окружении, и хорошо владели обоими языками. Старший брат – Мефодий – занимал должность архонта (правителя) одной из славянских территорий на Балканах. Кирилл получил образование в Константинополе. Принял там постриг с именем Константин и преподавал философию и теологию. В начале 50-х годов IX века он участвовал в дипломатический миссии в Арабский халифат. Около 856 года Мефодий принял постриг в одном из монастырей на горе Олимп, вскоре в эту же обитель перебрался и Константин. В 860 - 861 году братья посетили Хазарский каганат, после чего какое-то время жили в Великой Моравии. В этот период Константин, по-видимому, и создал славянскую азбуку, а Мефодий перевел на славянский язык важнейшие богослужебные тексты: Псалтырь, богослужебные Евангелие и Апостол. Вместе с учениками в 867 году братья отправились в Венецию и Рим, с целью организации Моравский Церкви. В Рим братья также доставили мощи святого Климента папы Римского, полученные в Херсонесе. Однако миссия была не вполне удачной и братьям пришлось задержаться в Риме. В 869 году Константин заболел, принял схиму с именем Кирилл и вскоре скончался. Мефодий же был вынужден принять сан архиепископа Великой Моравии, отказавшись от своей мечты об отшельнической жизни. Независимость Моравской церкви и право служения на славянском языке приходилось отстаивать в непростой борьбе. С 870 по 874 год Мефодий провел в заключении по решению баварского синода. Получив свободу, он вновь вернулся на кафедру. В начале 880-х годов стал крестителем правителей Чехии Борживоя и Людмилы. Житие святого Кирилла было составлено Мефодием, а житие Мефодия его учениками. На Руси оба жития были известны с XII столетия.
Изображения святых равноапостольных братьев известны в искусстве Византии и Балкан с XI–XII веков. Однако на Руси они встречаются лишь с XV века, причем во внецерковном контексте: миниатюрах Радзивиловской летописи.
Лишь к 1000-летию славянской письменности в 1863 году в России было возобновлено церковное почитание Кирилла и Мефодия, основная память которых, как просветителей славян, стала отмечаться 11/24 мая. В 1848-1852 годах образ Кирилла и Мефодия был написан И.К. Дорнером для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге; в 1862 году их скульптурные изображения были включены в программу памятника Тысячелетию государства Российского. Несколько юбилейных дат: 1000-летия смерти каждого из братьев, а также 900-летие Крещения Руси, война на Балканах и другие события продолжали удерживать высокий интерес в обществе к образам Кирилла и Мефодия. В это время в парных образах святых братьев могло варьироваться: кто из них расположен слева, а кто справа, в святительских ли или монашеских одеждах представлен Кирилл, кто из святых какие атрибуты держит.
Автор:
неизвестенВремя создания:
последняя треть XIX – начало XX векаМесто создания:
РоссияМатериал и техника:
дерево, маслоРазмер:
98,0 х 66,0 х 3,3 см.Иконография:
равноапостольные, Кирилл и МефодийКлючевые слова:
Иконопись, Синодальный период, Живописная икона, ИконаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-1317