Оклад на икону Божией Матери Знамение

Оклад, повторяющий композицию иконы, закрывает всю живопись, кроме фигур Богоматери с Младенцем и личного святых, представленных на полях. Оклад по краю обрамляет узкий бортик. Поля декорированы рельефным орнаментом из стилизованных пальметт, перемежающихся с цветочными корзинками. Ризы святых выполнены рельефно, фактура ткани передана канфарением. Фон гладкий. Венцы накладные, с лучами-штралами разной длины, имитирующими Божественное сияние. Контур фигуры Богоматери выделен точечным орнаментом, имитирующим жемчужную обнизь.

Фигуру Марии украшает жемчужная риза, особую нарядность образу придают выполненные из разноцветных вставок (камней, страз (?) звезды Приснодевства, закрепленные на голове и плечах Богородицы.

Оклад выполнен московским мастером-серебряником в 1830-х годах. В его декоративном оформлении проявляются черты стиля второго барокко согласующиеся с принципами ампира. Убранство оклада характеризует пышный орнамент, выполненный в высоком рельефе. Вместе с тем регулярный орнамент придает ритмичность и цельность композиции. Аналогичное оформление характерно для иконных окладов 1830 - 1840-х годов, времени угасания ампира и развития второй волны барокко в русском искусстве.

 

Подпишитесь
на рассылку