Оклад на икону Божией Матери «Почаевская» с избранными святыми на полях.

Оклад закрывает поля и фон, кроме личного. композиционно повторят иконописное изображение. Верхнее и нижнее поле рамы декорировано рельефным узором в виде вьющихся цветочно-растительных побегов. Фон средника гильоширован. Изображения одежд выполнены рельефно, фактура ткани передана различными техниками: гладкие поверхности сочетаются с матовыми проканфаренными участками, орнаменты гравированы. Одежда и накладной венец Богоматери и Младенца богато украшены разноцветными вставками (цветными стеклами, камнями (?) – внешняя граница (кромка) венцов, короны, накладные здвезды на плече и голове Марии, поручи (зарукавья), ворот Ее платья и край мафория расцвечены красными, зелеными, прозрачными стразами (?) и акцентированы рядами белого жемчуга. Край мафория Богоматери декорирован сканным узором. Накладные теонимограммы Спасителя и Марии, закреплённые с обеих сторон от их фигур, составлены из прозрачных страз.

Декоративное убранство оклада позволяет отнести его к русско-византийскому направлению стиля историзм. Произведения этого стиля получили широкое распространение во второй половине XIX века. Именно в это время происходит возрождение традиций древнерусского ювелирного искусства. Принципы декорирования оклада находят прямые аналогии в произведениях ювелирных мастерских Москвы.

Оклад был выполнен в 1871 году мастерской золотых, серебряных и бронзовых изделий Федора Андреевича Верховцева в Санкт-Петербурге. Мастерская принимала участие во всероссийских и всемирных выставках, выполняла заказы российского императорского дома. После смерти основателя предприятие возглавил его сын. Мастерская Верховцевых была одной из самых известных в Санкт-Петербурге.

 

Подпишитесь
на рассылку