Оклад закрывает поля и фон, кроме личного. композиционно повторят иконописное изображение. Верхнее и нижнее поле рамы декорировано рельефным узором в виде вьющихся цветочно-растительных побегов. Фон средника гильоширован. Изображения одежд выполнены рельефно, фактура ткани передана различными техниками: гладкие поверхности сочетаются с матовыми проканфаренными участками, орнаменты гравированы. Одежда и накладной венец Богоматери и Младенца богато украшены разноцветными вставками (цветными стеклами, камнями (?) – внешняя граница (кромка) венцов, короны, накладные здвезды на плече и голове Марии, поручи (зарукавья), ворот Ее платья и край мафория расцвечены красными, зелеными, прозрачными стразами (?) и акцентированы рядами белого жемчуга. Край мафория Богоматери декорирован сканным узором. Накладные теонимограммы Спасителя и Марии, закреплённые с обеих сторон от их фигур, составлены из прозрачных страз.
Декоративное убранство оклада позволяет отнести его к русско-византийскому направлению стиля историзм. Произведения этого стиля получили широкое распространение во второй половине XIX века. Именно в это время происходит возрождение традиций древнерусского ювелирного искусства. Принципы декорирования оклада находят прямые аналогии в произведениях ювелирных мастерских Москвы.
Оклад был выполнен в 1871 году мастерской золотых, серебряных и бронзовых изделий Федора Андреевича Верховцева в Санкт-Петербурге. Мастерская принимала участие во всероссийских и всемирных выставках, выполняла заказы российского императорского дома. После смерти основателя предприятие возглавил его сын. Мастерская Верховцевых была одной из самых известных в Санкт-Петербурге.
Автор:
Верховцев Федор (Мастер)Время создания:
1871 год, XIX векМесто создания:
Санкт-ПетербургМатериал и техника:
серебро, цветные камни, стразы, чеканка, гравировка, гильоширование, золочениеРазмер:
31,3 х 26, 9 х 2,3 смЗаписи/надписи:
Клейма на нижнем борте. 1) «Ф. Верховцевъ» - мастерская золотых и серебряных изделий Федора Верховцева; 2) 84 – проба серебра; 3) В•С/1871 – пробирный мастер Виктор Савинков (1855-1888); 4) «два якоря и скипетр»--городовое клеймо Санкт-Петербурга.Иконография:
Богоматерь. Почаевская, святыеКлючевые слова:
Иконопись, Синодальный период, Оклады, ИконаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-611/2