Оклад на икону Божией Матери «Казанская»

Чеканный серебряный оклад иконы полностью закрывает икону кроме фигур Богоматери и Младенца. Детали оклада – накладной венец, фигурные наугольники, полые «трубы» на раме – украшены полихромной расписной эмалью по скани. Средник и венцы по внешнему краю декорированы мелкими сканными кружками, заполненными голубой эмалью, имитирующими кабошоны бирюзы. По центру нижнего поля закреплена дробница с названием образа: «Казанскiя Пр. Бы». Фон дробницы выделен выемчатой эмалью синего цвета. На полях оклада воспроизведены мотивы цветов и трав, в них в технике высокой чеканки имитируется резьбу по дереву или камню. Фон средника оформлен гравированным «сетчатым» растительным орнаментом, состоящим из сердцевидных ячеек с трилистниками.

Обрамление полей оклада выпуклыми полыми эмалевым «трубами» характерны для украшения окладов последней трети XIX – начала ХХ века,  имитируя памятники XVII столетия. Наугольники расцвечены многоцветными расписными эмалями подражают древнерусским образцам, прежде всего сольвычегодским эмалям конца XVII столетия. В то же время цветовая гамма эмалей с преобладанием синих, розовых и лиловых тонов характерна для эпохи модерна.

Декоративный убор иконы дополняет шитая жемчужная риза, украшающая одежды Богородицы и Спасителя.

 Оклад на икону изготовлен мастерами 7-й Московской артели. В начале ХХ века в Москве организовывались артели ювелиров и серебряников, специализировавшиеся на определенных типах продукции. Мастера, уходившие с крупных предприятий, объединялись в целях совместного производства и сбыта изделий, отличавшихся неизменно высоким качеством, о чем свидетельствует и оклад представленной иконы

Подпишитесь
на рассылку