На иконе представлен Соловецкий монастырь, окруженный водами Белого моря. Обитель обнесена деревянной оградой, за которой виднеются храмы, которые можно узнать благодаря иконам над их порталами: слева – Успенская церковь, затем звонница, Никольская церковь и, наконец Спасо-Преображенский собор у входа в который представлены Зосима и Савватий Соловецкие.
Преподобный Савватий Соловецкий († 27.09/10.10.1435) был первым монахом, выбравшим местом своего уединения Соловецкий остров. В 1452 году преподобный Зосима основал на острове монастырь († 17/30.04.1478). Вскоре после смерти Зосимы, в том же 1478 году, его учеником и новым игуменом монастыря Досифеем была написана первая парная икона Зосимы и Савватия Соловецких. В 1545 году делаются новые раки обоим святым, тогда же создается икона, представляющая святых и братию монастыря в молении Богоматери на фоне обители. Преподобные Зосима, Савватий Соловецкие были канонизированы Московским собором в 1547 году. 8/21 августа 1566 году мощи обоих святых были перенесены в посвященный их памяти предел Преображенского собора Соловецкого монастыря. Со временем изображения монастыря на иконах святых становились все более подробными. К концу XVI – началу XVII века сформировалась отдельная иконография Соловецкой обители. Данная икона принадлежит к раннему варианту подобных изображений. Он отличается тем, что постройки монастыря расположены в реальной последовательности (в более поздних иконах Преображенский собор занимает центральное место), а монастырская стена представлена деревянной. Деревянная монастырская ограда была возведена в 1578 году, а в 1594 году было завершено строительство каменного укрепления. Однако, в XVII веке продолжают встречаться изображения деревянной монастырской ограды.
Пропорции иконной доски и изображенных фигур, особое стремление к подробности изображения всех мелких деталей, теплый колорит – черты искусства первой половины XVII столетия.
Автор:
неизвестенВремя создания:
первая половина XVII векаМесто создания:
Архангельская обл., Соловецкий архип. Мастерская Соловецкого монастыряМатериал и техника:
дерево, левкас, темпера, золочениеРазмер:
31, 0 х 24, 5 х 2, 5 смИконография:
преподобный, Зосима Соловецкий, [Савватий СоловецкийКлючевые слова:
Иконопись, Позднее Средневековье, ИконаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-228Тарасенко Л.П. «Угодно в очах божиих дело сие...» Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии. Сергиев Посад, Патриарший издательско-полиграфический центр. 2004, с.110-111.