Царские врата

В верхних клеймах створок представлена композиция «Благовещения».  Справа в палатах на престоле с алой подушкой  сидит Богоматерь в резком развороте, подняв правую руку к щеке, в сторону представленного на соседней створке архангела Гавриила. В руках у нее пряжа и веретено. Под ногами у Нее подножие. В левом верхнем углу из небесного сегмента глубокого сине-зеленого цвета слетает голубь Святого Духа.

В левом клейме изображена фигура Архангела Гавриила. Он представлен в широком шаге к Деве Марии с благословляющим жестом на фоне палат зеленого и охристого цвета. Вся сцена объединена  светло- зеленым помостом с низкой аркадой.

Евангелисты Марк, Матфей и Лука изображены сидящими в мастерских и пишущими свои тексты в свитках, как это часто изображалось в рукописях. Евангелист Иоанн, изображенный на фоне скал Патмоса, в руках держит книгу, диктует текст сидящему в пещере Прохору, отвернувшись и от книги, и от Прохора, к небесному сегменту, откуда вещает Глас.

Построение композиций восходит к поздневизантийской палеологовской традиции, которой были свойственно стремление изображать некую пространственную глубину с помощью пейзажных и архитектурных элементов. Зеленый фон оливкового теплого оттенка, обилие охр и землистых оттенков зеленого с небольшим количеством разбеленного красного в колорите произведения сближают его с иконами поздней грозненской эпохи, то есть третьей четверти XVI столетия.

Подпишитесь
на рассылку