Композиция сюжета «Троица в бытии» соответствует тому варианту, который стал характерен для XVII столетия, где бытийные сцены вписаны в архитектурный фон. Символы Святой Троицы - гора, древо и град составляют основу композиции. В нижней части на фоне многоуступчатых холмистых горок за трапезой восседают три ангела, держащие в руках тонкие посохи. На столе-трапезе три чаши, у каждого ангела нож и ложка. За спиной левого ангела предстоит Авраам с предложением хлеба. Над ним в оконном проеме палат изображена Сарра. В верхней левой части на фоне палат представлены сцены (слева направо): заклание Авраамом тельца, замешивание Сарой теста, ниже «Омование Авраамом ног ангелов-странников». В верхней правой части изображены три сцены: «Встреча Авраамом трех ангелов», «Поклонение ангелам», «Проводы Авраамом ангелов, идущих в Содом». Обе верхние части разделяет древо.
Глухой колорит, преобладание охристых и красных оттенков в сочетании с изобильной белильной орнаментацией палат делает вероятным предположение о ярославском происхождении провинциального мастера.
Автор:
неизвестенВремя создания:
последняя треть XVII векаМесто создания:
Верхнее ПоволжьеМатериал и техника:
дерево, левкас, темпераРазмер:
90, 9 х 75, 4 х 4, 1 смЗаписи/надписи:
на нижнем поле фрагментарно сохранившиеся надпись: «Молится сему..//....»Иконография:
Троица, ангелыКлючевые слова:
Иконопись, Позднее Средневековье, ИконаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-156дар Троице-Сергиевой Лавры
нет
Тарасенко Л.П. «Угодно в очах божиих дело сие...» Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии. Сергиев Посад, Патриарший издательско-полиграфический центр. 2004, с.146-147