В верхних клеймах створок представлена композиция «Благовещения». Справа на престоле с алой подушкой сидит Богоматерь, наклонившись в сторону представленного на соседней створке архангела Гавриила. В руках у нее пряжа и веретено, на фоне зеленых палат и розовой полукруглой стены. Под ногами у Нее подножие. В левом верхнем углу из небесного сегмента глубокого сине-зеленого цвета слетает голубь Святого Духа.
В левом клейме изображена фигура Архангела Гавриила. Он представлен в широком шаге к Деве Марии с благословляющим жестом на фоне палат зеленого и охристого цвета. Вся сцена объединена розовым помостом с низкой аркадой.
Евангелисты изображены полуфигурно, с раскрытыми Евангелиями в руках. Апостолы облачены в хитоны с золотыми клавами и гиматии.
Царские врата иконографически принадлежат к типу, получившему распространение в Палеологовскую эпоху в византийском и русском искусстве.
Манера живописи с утрированными руками, выбеленным колоритом, стилизованными моделировками светов на одеждах свидетельствуют об исполнении икон на Русском Севере, в конце XVI столетия, скорее всего, под влиянием новгородской иконописи XVI века, но отличается некоторой гротескностью и повышенной декоративностью. Остатки позолоты на фонах свидетельствуют о богатстве заказчика, поскольку для северных икон позолоченные фоны – не повсеместное явление. Стиль живописи напоминает также первые иконы, заказанные Строгановыми для церквей в своих вотчинах, но им присуща упрощенное личное письмо, коричневая карнация с плавными высветлениями тона на выпуклых частях.
Автор:
неизвестенВремя создания:
конец XVI векаМесто создания:
Русский СеверМатериал и техника:
дерево, левкас, темпера, золочениеРазмер:
171, 0 х 70, 9 х 3, 6 смИконография:
Богоматерь, апостол, архангел ГавриилКлючевые слова:
Иконопись, Позднее Средневековье, Царские вратаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-66, 67Тарасенко Л.П. «Угодно в очах божиих дело сие...» Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии. Сергиев Посад, Патриарший издательско-полиграфический центр. 2004, с.94 - 95