Публикуемый памятник принадлежит к изводу, который появился на Руси после написания «Троицы» преподобным Андреем Рублевым. Это тип изображения Ветхозаветной Троицы, где отсутствуют бытовые подробности сюжета: мы не видим праведного Авраама и его жены Сарры, отсутствует сцена заклания тельца, атрибуты трапезы сведены к минимуму. Внимание сосредоточено на безмолвной сцене общения трех ангелов. А фон лишь подчеркивает вневременное пространство происходящего таинства. Здание, Мамврийский дуб и скала – максимально лаконичны.
Интерес к такой иконографии «Троицы» возрос в русском и особенно московском искусстве со второй половины XVI века в связи с постановлением Стоглавого собора, который утвердил канон и обязал художников писать «Троицу» повторяя, образ инока Андрея Рублева.
Представленная икона отличается высоким уровнем исполнения. Живопись ликов тонкая и многослойная. Чувствуется уверенность рисунка. Поверхность иконы плотная и блестящая, в орнаментике активно используется золото, что характерно для столичной живописи начала XVII века. Наиболее близкую аналогию представляет «Троица Верхозаветная» Назария Истомина 1627 года из иконостаса Ризоположенской церкви Московского Кремля. Икона вероятно, была храмовым образом и могла находиться в местном ряду иконостаса.
Автор:
неизвестенВремя создания:
XVII векМесто создания:
КостромаМатериал и техника:
дерево, левкас, темпера, золочениеРазмер:
109, 1 х 83, 3 х 3, 2 смИконография:
Троица ВетхозаветнаяКлючевые слова:
Иконопись, Позднее Средневековье, ИконаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-161нет
Тарасенко Л.П. «Угодно в очах божиих дело сие...» Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии. Сергиев Посад, Патриарший издательско-полиграфический центр. 2004, с.102 - 103