Эти уникальные царские врата происходят из разрушенного храма Харитона Исповедника в Огородниках. Иконография врат своеобразна. Вверху на створках представлены лики архангела Гавриила и Богоматери из сцены «Благовещение». На каждой створке по десять оглавных образов святых. Все изображения помещены в обрамленные флемованными дорожниками восьмигранные рамки, между которыми на металлических пластинах херувимы, исполненные черной краской по золоту, с человеческими лицами в анфас и в профиль, два из них имеют облик льва и орла. Вверху по центру врат поздний, XIX века, крест с предстоящими.
Состав изображений на царских врат из Харитоньевского храма, помимо обязательного «Благовещения» (вверху), включает в себя образы верховных апостолов Петра и Павла, четырех евангелистов, двух отцов Церкви – творцов Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (два верхних ряда клейм). Третий ряд – отцы Церкви Григорий Богослов и Григорий Двоеслов, а также два святых, чьи престолы были в храме Харитона Исповедника – Никола и Антипа. Следующий, четвертый, ряд слева направо: преподобный Харитон Исповедник, святитель Афанасий Александрийский, святитель Кирилл Александрийский и преподобный Иоанн Дамаскин. Наконец, нижний ряд – архидиаконы. Читаются имена святых Лаврентия и Авива. Из двух других один, скорее всего, архидиакон Евпл а другой Стефан (юный, с длинными волосами). Таким образом, здесь присутствуют евангелисты, апостолы, отцы Церкви и архидиаконы.
В 80-е годы XIX века Царские врата реставрировал Н.Н. Подключников.
В художественном отношении царские врата из церкви Харитона Исповедника представляют собой прекрасный образец живописи позднего XVII века, выполненной в традициях Оружейной палаты. Близость моделировки личного с характерными активными высветлениями, сделанными по одной и той же системе, похожий тип удлиненных ликов с крупными чертами, глубокими глазницами, недлинными прямыми сужающимися носами, заканчивающимися небольшим утолщением, с углублением на переносице, а также колорит позволяют предположить, что Царские врата и икона «Священномученик Антипа Пергамский» были написаны одним мастером.
Автор:
неизвестенВремя создания:
конец XVII векаМесто создания:
МоскваМатериал и техника:
дерево, левкас, медный сплав, слюда, темпера, золочениеРазмер:
221,4 х 126,8 х 5,5 смИконография:
Благовещение, святыеКлючевые слова:
Иконопись, Оружейная палата, Царские врата, Храм Харитона Исповедника в ОгородникахНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-490/1-2Из разрушенного храма Харитона Исповедника в Огородниках (Москва)
Тарасенко Л.П. «Угодно в очах божиих дело сие...» Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии. Сергиев Посад, Патриарший издательско-полиграфический центр. 2004, с.122 - 125
игумен Герасим (Дьячков) (отв.ред.). Покровский храм Московской духовной академии. Сергиев Посад, 2014, с.172-174