В центре композиции стоящая на облаках Богоматерь в царских одеждах, со скипетром в руках и короне на голове. По сторонам и внизу изображены страждущие - старые, нагие, больные, плачущие, алчущие, хромые. Их утешают и насыщают ангелы, указующие на Богоматерь как источник благодеяний. Внизу представлено море с кораблями (путешествующие). В шести картушах по обеим сторонам помещены эпитеты Богоматери: «странным утешение», «в старости посещение». Всю композицию осеняет изображение благословляющего Спасителя.
Иконография Богоматери «Всех скорбящих Радость» сложилась в русской иконописи во второй половине XVII века под прямым влиянием западноевропейских образцов. Ее название взято из начальных строк стихиры «Всех скорбящих радосте и обидимых Заступнице». На иконе Богоматерь представлена без Младенца, имеет первое авторское название «Умиление и посещение в беде страждущим» и относится именно к этому типу. Ее иконография восходит к западноевропейским образам Богоматери «Misericordia», где Мария, широко разводя в стороны руки, покрывает своим плащом множество молящихся ей людей.
Икона написана в манере, принятой среди мастеров иконописной мастерской Оружейной Палаты в первые годы XVIII столетия. В 1912 году образ был поновлен А.А. Глазуновым - московским архитектором и иконописцем, входившим вместе с известными иконописцами своего времени В.П. Гурьяновым, И.С. Чириковым и В.Д. Фартусовым в состав Церковно-археологического отдела Общества любителей духовного просвящения.
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» впервые прославилась икона в 1688 году, в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Иоакима, Евфимия, долго страдавшая неизлечимой болезнью, однажды утром во время молитвы услышала голос, призывавший ее пойти помолиться перед образом Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в храме Преображения Господня на Ордынке и заказать совершение молебна с водосвятием. Евфимия исполнила сказанное, и после совершения водосвятного молебна перед иконой получила исцеление. С тех пор многие болящие и скорбящие, молитвенно обращаясь к Богородице через Ее чудотворный образ, стали получать исцеление и избавление от бед. В 1711 году, когда царскую резиденцию положено было перенести из Москвы в Санкт-Петербург, родная сестра императора Петра I царевна Наталья Алексеевна, исполненная особенным благоговением к чудотворной иконе, сделала с нее список (копию) и перевезла в числе прочих святынь в Санкт-Петербург. По другим сведениям, в Москве осталась копия, а царевна забрала с собой истинный образ. На месте храма Преображения Господня в XVIII веке был выстроен храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», где и по сей день находится чудотворная икона. Существует два иконографических вида образа: на одном Божия Матерь изображена с Предвечным Младенцем на руках, на другом – без Него. Иногда образ называют «Всем скорбящим Радость».
Автор:
неизвестенВремя создания:
1713 год, XVIII векМесто создания:
Москва. Оружейная палатаМатериал и техника:
дерево, левкас, смешанная техникаРазмер:
228,2 х 148,2 смЗаписи/надписи:
Вкладная надпись внизу слева: «Лета от сотворения мира. 7221. А от Р(о)ж(де)ства во плоти Г(оспода)а слова 1780//Сия святая икона пренесена в обитель Великого с(вя)тая Иоа(н)на Злагоустого//и поставлена тои Обители в соборной ц(е)ркви по обещанию того же мо(на)ст(ы)ря//монаха Александра, а писал изуграф..». Внизу справа: «Реставрировал иконописец А.А. Глазунов. Москва. 1912го».Иконография:
Богоматерь Всех скорбящих радость, корона, скипетр БогоматерьКлючевые слова:
Иконопись, Оружейная палата, ИконаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-333Из собора Московского Иоанно-Златоустовского монастыря
Тарасенко Л.П. «Угодно в очах божиих дело сие...» Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии. Сергиев Посад, Патриарший издательско-полиграфический центр. 2004, с.132 - 134