Святой представлен прямолично и одет в светло-зеленую рясу, темно-коричневую мантию, параман с куколем. На верхнем поле в сегменте изображена Ветхозаветная Троица. Правая рука святого воздета в пророческом жесте, левой преподобный придерживает развернутый свиток с завещанием братии монастыря: «Внемлите себе// братие, всех молю// прежъ имейте//страх Божий и чисто//ту душевную и любовь//нелицемерную к сим//и страннолюбие и сми//рение с покорением//пост и молитву пищу//и питие в меру чести//и славы не любите и паче». Священническое достоинство преподобного подчеркивается редким иконографическим решением - тонзурой на голове. Тщательная моделировка выразительного лика, аккуратно уложенных волос и бороды подчеркивает монументальность образа. Личное исполнено в традициях живоподобной манеры свойсвенное мастерам Оружейной палаты.
Особенностью является своеобразное перстосложение преподобного, известное в изображении святого Иоанна Предтечи, пророков и апостолов. В образах святых монахов оно встречается сравнительно редко, такой жест можно видеть в деревянной скульптуре на крышке раки «Преподобный Антоний Римлянин», (1573 год, мастер Евтропий Степанов, Новгород (ГРМ); в иконе «Преподобный Кирилл Белозерский, третья четверть XVI века, (ЦМиАР). В произведениях XVII века пророческий жест используется чаще и применяется для передачи особой молитвы святого, сохранясь и в произведениях XVIII века.
Автор:
неизвестенВремя создания:
первая половина XVIII векаМесто создания:
Центральная РоссияМатериал и техника:
дерево, левкас, темпераРазмер:
31,7 х 26,7 х 3,7 смИконография:
Преподобный, Сергий РадонежскийКлючевые слова:
Иконопись, Оружейная палата, ИконаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-162Тарасенко Л.П. «Угодно в очах божиих дело сие...» Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии. Сергиев Посад, Патриарший издательско-полиграфический центр. 2004, с.158 - 159.