Святитель Спиридон Тримифунтский. Икона

Иконография святого, представленного с седой заостренной, раздвоенной бородой, в плетеной шапочке и с закрытым Евангелием на левой руке, – традиционна. Один из первых канонических примеров сохранился в Минологии Василия II, 979–989 гг. Форма головного убора святителя объясняется тем, что он был пастухом в юности. Тип изображения святителей на троне распространяется только в поздневизантийский период, среди подобных образов – икона «Святой Спиридон» из греко–православной церкви Петра и Павла в Неаполе художника Константиноса Триандафилоса 1782 года. Традиция украшать одежды евангельскими сюжетами появляется в поствизантийской живописи и встречается не часто. На иконе из МХИ «ЦАК» изображены: на палице – Христос, восставший из гроба в мандорле славы, по краям – символы евангелистов; на епитрахили – образы апостолов в овальных картушах; на левом поруче – сцена Благовещения; на окладе Евангелия – крест с Распятым Христом и плачущими ангелами по сторонам.

Манера изображения одежд отличается тонкими цветовыми сочетаниями высветленных тонов и изобильным декорированием, что характерно для конца XVII – первой половины XVIII века: бледно-розовая фелонь украшена золотым крупным растительным орнаментом, по светлой серо-голубой ризе выполнены золотом пятилепестковые розетки, на бело-голубом омофоре – красные и золотые цветы. Золотой трон также изукрашен различными орнаментами, его спинка завершается головками ангелов и львиными масками, две звериных морды можно различить и в рисунке ножек трона. Характер живописи личного позволяет датировать икону концом XVII – началом XVIII века: лик написан активными розовато-белильными высветлениями по охристому санкирю, тени усилены, мелкие регулярные движки образуют достаточно плотную и подвижную материю. Подобные черты соотносятся с такими произведениями греческих мастеров, как «Святитель Николай» Эммануила Тцанеса 1683 года; «Иоанн Предтеча» Андреаса Карадиноса первое десятилетие XVIII века (Византийский музей в Афинах); «Дионисий Ареопагит» Парфениоса Канкелариса 1729 года. Велика вероятность, что подобное крупное произведение могло быть выполнено для одного из храмов Корфу, но общий тип и система характерны для всей иконописи Центральной Греции и больших островов и не позволяют точно определить регион. Остается также сожалеть, что наши выводы не могут быть подкреплены и дополнены именем мастера, ибо сохранилось лишь фрагменты текста на подножии трона –επι.../χειρ..υιερο..«… рука иеро…» – вероятно, иеромонаха, что, однако, не проясняет ситуации, так как многие художники являлись священниками и монахами.

Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (умер в 348 году) прославился своей благочестивой жизнью и неустанным служением в сане епископа города Тримифунта на Кипре в IV веке. День памяти 12 декабря. Святитель обладал даром прозорливости и чудотворения, после смерти у его мощей происходили различные исцеления. Он широко почитался во всей Византийской империи, особенно на Кипре, где родился и служил, и на Корфу, где с 1460 года находятся его мощи.

Подпишитесь
на рассылку