Иконографический тип «Млекопитательница» известен с раннехристианских времен. Древнейшее известное изображение Богоматери – фреска в катакомбах святой Присциллы в Риме – раскрывает именно этот сюжет: Дева Мария кормит грудью Младенца. Образ служил доказательством не мнимой, а реальной человеческой природы Христа, подчеркивал глубокую внутреннюю связь Матери и Сына.
Символично, что именно «Богоматерь Млекопитательница» – древнейшая икона в собрании Музея христианского искусства ЦАК. Происхождение иконы долгое время было загадкой, ведь в ней удивительно сочетаются черты и византийской, и венецианской живописи. Вероятнее всего, икона была написана художником середины XIV века, который либо работал в греческих мастерских Кандии на Крите (в то время остров был завоеван Венецианской республикой), либо в самой Венеции.
От середины – второй половины XIV века до нас дошло несколько десятков образов, где мы видим смешение восточных (византийских) и западных (готических) черт. Наиболее близкую аналогию представляет образ Богоматери Млекопитательницы третьей четверти XIV века, проданный в 1967 году на аукционе Fischer в Швейцарии, а затем повторно выставленный на аукционе Christie's. По оценке профессора Микеле Баччи иконы так похожи, что могут быть произведением одной и той же руки.
Греческий автор, вероятно, был знаком с иконописной традицией Венеции. Обе работы перекликаются со знаменитым образом Богоматери Млекопитательницы, который приписывают Паоло Венециано или одному из его последователей. Однако автор «Мадонны Фишера» и Млекопитательницы из собрания МХИ ЦАК по-своему переосмыслил этот образ и создал свой шедевр, который впоследствии стал основой для серийного производства подобных икон в Венеции и в Кандии на Крите, в том числе и более примитивных.
Пунктирная гравировка золотого фона – характерная черта произведений, созданных во второй четверти XIV века мастерской Паоло Венециано. Мафорий Богоматери, который сейчас выглядит почти прозрачным, по-видимому, первоначально был темно-синим с украшенной золотым орнаментом каймой, звездами на лбу и плечах, как на аналогичных венецианских иконах того же периода. Несмотря на утрату верхнего слоя, на мафории и белой накидке остались тени от золотого узора (возможно, более позднего), который украшал одежды Богородицы.
Интересно, что в результате утраты первоначального темно-синего слоя на мафории, колорит иконы стал необычайно тонким, серебристо-голубым и не имеющим аналогов. Голубой полупрозрачный силуэт кажется воздушным, что придает особую нежность образу Богоматери.
Голова Девы Марии вместо традиционного византийского чепца покрыта белой накидкой, которая спускается до плеч и распахивается на груди, обнажая красную тунику, украшенную золотой сеткой орнамента. Такие одежды Богородицы являются классическими для венецианской живописи XIV века. Одеяния Младенца, напротив, написаны в традициях византийского искусства. Белый хитон украшен узором из крестов и точек. Гиматий цвета красной охры пронизан золотым ассистом, который (по греческой традиции) повторяет форму тела Младенца.
Живописная техника, пропорции фигур, моделировка ликов говорят о сходстве иконы Богоматери Млекопитательницы с памятниками византийской живописи палеологовского периода (1260–1453 годов). Во второй половине XIV столетия, очевидно, существовало массовое производство икон смешанного венецианско-византийского характера. На них Богоматерь чаще всего представлена в иконографии «Умиление» или «Млекопитательница». Икона из собрания МХИ ЦАК при наличии венецианских черт выделяется своим подчеркнуто византийским характером и очень высоким художественным качеством.
Заметное сходство с иконой из МХИ ЦАК (в письме лика, форме глаз, трактовке орнаментальных мотивов на одеждах Богоматери и Младенца) имеет также образ Богоматери Умиление третьей четверти XIV века из Галереи икон Морсинк в Амстердаме.
Долгое время подобные иконы вызывали затруднение у специалистов. Итальянские искусствоведы не могли допустить, что Византия продолжала влиять на художественный стиль Италии после эпохи Джотто. В то же время, византинисты, особенно в Греции, исключали привнесение итальянских черт в иконопись прежде второй половины XV века (до того как Византийская империя была завоевана и константинопольские художники бежали на Запад). Однако последние исследования доказали, что иконы такого характера появлялись в XIV веке, а смешение стилей, иконографий и сочетание разных видов техники не воспринималось современниками как нечто неподобающее. Напротив, именно такой образ Богоматери с Младенцем казался убедительным, подходящим для молитвы и создавался в первую очередь для домашнего почитания.
Автор:
неизвестенВремя создания:
третья четверть XIV векаМесто создания:
Венецианская республика / Королевство Кандия КритМатериал и техника:
дерево, левкас, темпера, золочениеРазмер:
54,0 х 40,0 х 6,0 смИконография:
Богоматерь МлекопитательницаКлючевые слова:
Иконопись, Наследие Византии, Икона, шедеврыНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-49