Изображение Богоматери на этой иконе относится к редкому иконографическому варианту, не получившему определенного названия в византийском и поствизантийском искусстве. Основой образа является тип Одигитрии, но он отличается от традиционного некоторыми особенностями: Младенец расположен не прямолично, а вполоборота; Его левая рука вложена в ладонь Богоматери; ножки Младенца перекрещены; правая пятка вывернута. Перечисленные черты восходят к другим изводам. Изображение перекрещенных ног Младенца с вывернутой пяткой многократно встречается в иконографии «Умиление» («Гликофилуса»). Известны лишь несколько древних образов Одигитрии с подобным расположением Его ножек: на грузинской иконе из Цилкати, датируемой Н.П.Кондаковым VIII–IX вв.(1) и на мозаике в южном рукаве креста кафоликона Осиос Лукас в Фокиде, 1030–е годы. Положение вывернутой ступни носком вверх, как на иконе из МХИ «ЦАК», присуще в основном изводу «Богоматерь Страстная»(2); также только в этом изводе ручки Христа вложены в ладонь Богоматери, обычно обе, но есть отдельные примеры, когда правая рука поднята в указующем жесте(3) или в ней он держит свиток(4). Таким образом, икона из МХИ «ЦАК» принадлежит к смешанному варианту – Богоматерь Страстная типа Одигитрии (извод, выделенный впервые греческой исследовательницей Х.Валтоянни (5)).
Общая система живописи иконы основывается на произведениях критской школы. Письмо ликов выполнено разбеленной охрой с розоватым оттенком по светло–коричневому санкирю; но вместо отдельных белильных движков, часто используемых в это время критскими мастерами, объем создается здесь более широкими поверхностями света, а тени вокруг глаз, носа более жесткие, по сравнению с типичными образцами критского искусства второй половины–конца XVI в., близкими по стилю, но иными по исполнению. Объем трактован более плоскостно, рисунок несколько прямолинеен, у внутренних уголков глаз моделировка белилами выполнена резкими движками в форме треугольников, – такие приемы характерны для памятников данного времени, но выполненных не на Крите, а в континентальной Греции («Богоматерь Страстная», XVI в., Греция (6). Орнамент на нимбах в виде многолепестковых цветов, заключенных в круги, встречается и на критских, и на греческих иконах («Богоматерь Страстная», XVI в., Греция (7); «Богоматерь Елеуса», конец XVI в., Крит(8)), но его исполнение также свидетельствует о создании иконы в материковой части Греции.
Автор:
неизвестенВремя создания:
конец XVI векаМесто создания:
ГрецияМатериал и техника:
дерево, левкас, темпера, золочение, тиснение по левкасуРазмер:
41,0 х 28,8 х 1,0 cмИконография:
Богоматерь с МладенцемКлючевые слова:
Иконопись, Наследие Византии , ИконаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-6«Поствизантийская живопись. Иконы XV - XVIII веков из собраний Москвы, Загорска, Твери и Рязани», г. Москва (Государственный музея изящных искусств им. Пушкина. 22 июля - 18 августа 1991 г.); «Критские иконы XV-XVII в. из собраний Москвы и Подмосковья», г. Москва (Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. 22 декабря - 23 февраля 2011 г.)
Евсеева Л.М. «Греческие иконы с острова Крит XV - XVII вв. Каталог выставки». Москва. 2010, с.94 - 95; Евсеева Л.М. Поствизантийская живопись. иконы XV - XVIII веков из собраний Москвы, Сергиева Посада, Твери и Рязани. Каталог выставки ЦМиАР, октябрь 1995 года. Афины. 1995, с. 209-210; Тарасенко Л.П. «Угодно в очах божиих дело сие...» Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии. Сергиев Посад, Патриарший издательско-полиграфический центр. 2004, с.36 - 37