Икона принадлежит к числу наиболее значительных памятников критской живописи второй половины XV в., которая как в манере письма, так и в иконографии ориентировалась на традиции византийского искусства первой трети XIV столетия. Сложная композиция сцены гармонично выстроена; фигуры правильных пропорций чуть удлиненны; сочетания красок сгармонизированы. Особенно тонко написаны лики и руки, как в лучших произведениях этого времени (икона «Феодор Тирон, убивающий дракона», Ангелоса, середина XV в.; «Троица», XV в., обе – Византийский Музей в Афинах). Особенности иконы не позволяют определить имя автора. Мягкость моделировок, подчеркнутая линеарность, лиричность образа отличает ее стиль как от монументальной манеры Ангелоса, так и от трактовки красочной поверхности Андреаса Ритцоса или Михаила Дамаскина. Несомненно, что мастер иконы из МХИ «ЦАК» принадлежал к числу ведущих художников критской школы иконописи второй половины XV столетия.
Древнейший текст, повествующий о событиях детства Марии, находиться в Протоевангелии Иакова (гл. VII, VIII). Первосвященник Захария встречает трехлетнюю деву Марию у Святая Святых Иерусалимского храма, обозначенного киворием, его завеса откинута; справа – сопровождающие Ее родители и девы со светильниками; вверху слева под вторым киворием – сцена питания Марии ангелом. Иконография сцены следует византийской традиции, сложившейся к концу X века.
Автор:
неизвестенВремя создания:
середина - третья четверть XV векаМесто создания:
КритМатериал и техника:
дерево, паволока, левкас, темпера, золочениеРазмер:
73,5 х 57,5 х 2,5 смИконография:
Богоматерь, введение во храмКлючевые слова:
Иконопись, Наследие Византии , Икона, шедеврыНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-2дар архиепископа Орловского Иеронима (Захарова)
«Балканская живопись и ее традиции на Руси», г. Москва (Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. 1972); «Критские иконы XV - XVII в. из собраний Москвы и Подмосковья», г. Москва (Центральный музей древнерусской культуры и искусства имен и Андрея Рублева. 22 декабря - 23 февраля 2011 г.)
Chatzidakis N. Icons of the Cretan School, 15th –16th Centuries (Benaki Museum). Athens, 1983. P. 19; Vat. Gr. 1613. fol. 198. Codices e Vaticanis Selecti 1907. Pl. 198. V.I. P. 50. 136 – 167.V.II. P.212. PL. 34.80. 34. 83. Lafontaine – Dosogne. 1964. ; V.I. P. 50. 136 – 167.V.II. P.212. Lafontaine – Dosogne. 1964. ; Евсеева Л.М. «Греческие иконы с острова Крит XV - XVII вв. Каталог выставки». Москва. 2010, с.38-39; Подобедова О. И. Икона «Введение во храм» XV века из собрания Московской духовной академии. Древнерусское искусство XV – XVII веков: Сборник статей. М., 1991, с.32-35 ; Тарасенко Л.П. «Угодно в очах божиих дело сие...» Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии. Сергиев Посад, Патриарший издательско-полиграфический центр. 2004, с.32 - 35