Введение Богородицы во храм. Икона

Икона принадлежит к числу наиболее значительных памятников критской живописи второй половины XV в., которая как в манере письма, так и в иконографии ориентировалась на традиции  византийского искусства первой трети XIV столетия. Сложная композиция сцены гармонично выстроена;  фигуры правильных пропорций чуть удлиненны; сочетания красок сгармонизированы. Особенно тонко написаны лики и руки, как в лучших произведениях этого времени (икона «Феодор Тирон, убивающий дракона», Ангелоса, середина XV в.; «Троица», XV в., обе – Византийский Музей в Афинах). Особенности иконы не позволяют определить имя автора. Мягкость моделировок, подчеркнутая линеарность, лиричность образа отличает ее стиль как от монументальной манеры Ангелоса, так и от трактовки красочной поверхности Андреаса Ритцоса или Михаила Дамаскина. Несомненно, что мастер иконы из МХИ «ЦАК» принадлежал к числу ведущих художников критской школы иконописи второй половины XV столетия.

Древнейший текст, повествующий о событиях детства Марии, находиться в Протоевангелии Иакова (гл. VII, VIII). Первосвященник Захария встречает трехлетнюю деву Марию у Святая Святых Иерусалимского храма, обозначенного киворием, его завеса откинута; справа – сопровождающие Ее родители и девы со светильниками; вверху слева под вторым киворием – сцена питания Марии ангелом. Иконография сцены следует византийской традиции, сложившейся к концу X века.

Подпишитесь
на рассылку