На иконе изображен момент, когда архангел Гавриил сообщает Пресвятой Деве «благую весть» о рождении Сына. Сидящая Мария обращена к Архангелу, Ее руки приподняты в жесте моления и принятия благодати, что соответствует тексту Акафиста «Сила Вышняго осени тогда к зачатию браконеискусную...» (Кондак 3). Через руки Девы Марии перекинута алая пряжа, которую Она пряла для создания ткани завесы Иерусалимского храма. Композиция «Благовещения» со спокойно сидящей Богоматерью известна в московском искусстве XV века и отличается от новгородского типа, с резко обернувшейся Пресвятой Девой.
На оборотной стороне иконы-таблетки изображен сюжет со страданиями сорока севастийских мучеников. В центре композиции представлена группа раздетых по пояс воинов, терпящих холод замершего севастийского озера с гористыми берегами. В правой части изображены палаты, символизирующие растопленную баню, в которую входит один из воинов, не выдержавший испытания. На страдания взирает с полукруглого сегмента Христос-Эммануил, благословляющий мучеников. В левом углу пирамидально изображены мученические короны, уготованные для страдальцев. За фигурой воина, ринувшегося в баню, представлен стражник Аглаий, снимающий с себя одежду, чтобы присоединиться к группе мучеников.
Автор:
неизвестенВремя создания:
вторая треть XVI векаМесто создания:
Новгород (?), Москва (?)Материал и техника:
холст, левкас, темпераРазмер:
22,8 х 18,6 х 0,3 смИконография:
Благовещение, Сорок севастийских мучеников, праздники, Архангел ГавриилКлючевые слова:
Иконопись, Древняя Русь, Икона, шедеврыНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-292дар А. Д. Остапова
Тарасенко Л.П. «Угодно в очах божиих дело сие...» Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии. Сергиев Посад, Патриарший издательско-полиграфический центр. 2004, с. 60 - 63.