В основе изображения двунадесятого праздника «Рождество Христово»-евангельские тексты (Мф.2: 1 - 12; Лк.2: 6 - 20), апокрифическое Протоевангелие Иакова и другие сочинения. В центре иконы помещено ярко-красное ложе, на котором полулежит Пресвятая Дева. Позади Нее пещера с яслями-кормушкой, где находится спеленатый Младенец. Над Ним склонились вол и осел. Вверху - следующие за звездой волхвы и славословящие ангелы. Слева - сидящий Иосиф-обручник Девы Марии, перед ним - старик-пастух в звериных шкурах. Справа - омовение Младенца. Многие элементы композиции имеют символический смысл: пещера - символ Богоматери, вол и осел ассоциируются с одним из пророчеств Исайи (Ис. 1:3), фигуру старого пастуха в шкурах иногда толкуют как пророка Исайю. Лежащая Богоматерь обращена влево, как на новгородских памятниках, образы путешествующих на конях волхвов и славословящих ангелов характерны для московской иконописи.
Согласно Евангелию (Лк.I: 57 - 80), чудесное рождение св. Иоанна Предтечи произошло от престарелых родителей, праведных священника Захарии и Елизаветы. На обороте иконы представлен момент, когда Захарии, служащему в Иерусалимском храме, является архангел Гавриил, стоящий справа от жертвенника, и сообщает, что у него родится сын, который станет провозвестником ожидаемого ветхозаветной Церковью - Мессии.
Великомученицу Евфимию изображают со свитком, в память о событиях IV Вселенского Собора, когда заседавшие в церкви Евфимии отцы бумагу с двумя разными мнениями о соединении во Христе природ поместили в гроб святой. После открытия гроба святая Евфимия держала свиток с православным толкованием догмата. Объединение этих двух сюжетов на одной стороне таблетки может быть определено близостью праздников в церковном календаре: «Зачатие св.Иоанн Предтечи» - 23 сентября, память влмчн. Евфимии - 16 сентября.
Автор:
неизвестенВремя создания:
первая половина XVI векаМесто создания:
НовгородМатериал и техника:
холст, левкас, темпераРазмер:
22,7 х 17,1 х 0,3 смИконография:
Рождество Христово, Иоанн Предтеча, праздникиКлючевые слова:
Иконопись, Древняя Русь, Икона, шедеврыНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-291дар Остапова А.Д.
Тарасенко Л.П. «Угодно в очах божиих дело сие...» Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии. Сергиев Посад, Патриарший издательско-полиграфический центр. 2004, с. 54 - 55.