Ростовая фигура Святителя представлена в развороте влево и помещена на свелом фоне и темном поземе. Чудотворец одет в зеленый хитон и темно-вишневую фелонь, по верх которой спускается белый омофор. На левом боку из под фелони видна палица. Левой рукой покрытой фелонью, держит Евангелие, на которое указывает поднятой десницей.
Иконы святителей в деисусном чине помещаются после изображений апостолов. Святитель Николай включается в их число практически всегда. Особенностью этой иконы являются очень вытянутые пропорции, делающие фигуру хрупкой и невесомой. Этому эффекту способствуют также прозрачные краски. Необычен цвет одеяний святителя, отсылающий к теме монашества.
Житие святителя Николая на разных этапах своего формирования объединило несколько житий святых с одним и тем же именем, и один из них, святитель Николай Пинарский, был настоятелем монастыря. Поэтому монастырский, монашеский этот оттенок почитания святителя Николая периодически напоминает о себе или в цвете одежд, или в некоторых специфически монашеских сюжетах житийных клейм. Возможно, иконостас, из которого происходит эта икона, был предназначен для монастырской церкви, и это сыграло роль в решении образа святителя Николая. Икону можно отнести к искусству среднерусского региона и предположительно к ростовской школе живописи по причине характерной вытянутости пропорций по вертикали и датировать на основании аналогий концом XV – началом XVI века
Автор:
неизвестенВремя создания:
конец XV - начало XVI векаМесто создания:
Ростов (?)Материал и техника:
дерево, левкас, темпераРазмер:
55,9 х 21,7 х 3,1 смИконография:
Святитель, Николай Чудотворец, Евангелие, омофор, ДеисусКлючевые слова:
Иконопись, Древняя Русь, ИконаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-144