Литография с изображением штурма монастыря 13 октября. На первом плане показано открытое пространство перед западной стеной монастыря, которое заполнено польскими войсками. Слева и в центре по переднему краю изображены две группы военноначальников, справа стоящие орудия, бьющие по стенам. На втором плане справа показана в перспективе монастырская стена с четырьмя башнями, у которой находятся отряды поляков с лестницами и таранами. На стене между зубцами видны дымы выстрелов и защитники крепости, сбрасывающие штурмующих со стен и лестниц. В глубине на холмах лагерь и отряды неприятеля.
Надпись под изображением – «Осада Троицкой Лавры 1608 года Октября 13 дня.// Сапђга выступилъ изъ таборовъ со многими хорошо-вооруженными полками, къ нему присоединиль еще Войска Александра Лисовкаго // расположенныя у Терентьевской рощи до Созонова аврага, а по Переславской и углицкой дорогђ до Мишутина оврага. Эти соединенныя // войска въ 1мъ часу ночи двинулись на приступъ, окружили Монастырь со всђхъ сторонъ и при пособiи тарановъ и другихъ // осадныхъ орудiй начали страшную осаду. Осажденныя мужественно встрђтили нђпрiятелей и съ успђхомъ ихъ отразили. По утру остав- // ленныя нђприятелями осадныя орудiя были истреблены и торжественно воздана хвала Господу за избавленiе отъ враговъ.»
Автор:
Неизвестный литограф, по рисунку Николая МономаховаВремя создания:
1865 год, XIX векМесто создания:
Сергиев Посад. Литографская мастерская Троице-Сергиевой лавры(?)Материал и техника:
бумага, литография тоновая, акварельРазмер:
39,9 х 51,2 смИконография:
Свято-Троицкая Сергиева ЛавраКлючевые слова:
Графика, литографияНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-6748Зарицкая О.И. Литографская мастерская Троице-Сергиевой лавры // Журнал «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования». № 1 - 2 (24), январь - февраль. М.; 2005, с. 25.
Зарицкая О.И. Осада Троицкого монастыря в лаврских литографиях // СПГИХМЗ. Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы VI Международной конференции. Сергиев Посад; Издательство «Ремарко», 2010, с. 259 – 260