Икона с житийной композицией. В среднике изображение св. великомученицы Варвары в молении, стоящей на фоне града, представленного двумя крупными архитектурными постройками. В верхней части в облачном сиянии небесного сегмента изображение Христа, благословляющего святую. Сверху и по бокам средник обрамлен восемью круглыми клеймами, вписанными в прямоугольники, углы которых заполнены частью цветочной пальметты; над ними надписи.
Тексты над клеймами в две строки (с чернильными правками) – 1. «приведоша стую влкомуч. // варвару ко царю»; 2. «мучитель повелѣ с кохтѧмї // желѣзными строгати тѣло еѧ.»; 3. «с ве му варвару торгаше // засосцы еѧ ражены клещамї.»; 4. «с ве му варвару гдь благо // словлѧетъ мутверждаетъ.»; 5. «биена с ве му вар-вара // велми прутьѧми желзными.»; 6. «с ве му варвару гналъ оцъ // еѧ вослѣдъ врассодїну камену.»; 7. «видение с ве му варваре // наоблацехъ агглски чинъ.»; 8. «с ве му варваре еѧ царъ // своими руками главу еи осекъ.». Под изображением в горизонтальной филенке, обрамленной тонкой растительной гирляндой, текст молитвы к св. вмч. Варваре в десяти строках: «МОЛИТВА СВѦТѣИ ВЕЛИКО МУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЕ // Стаѧ славнаѧ ивсехвалнаѧ велко мчнца хртва варвара собранныхъ днесь вхраме твоемъ // бжвеномъ людї їраце мощеи твоихъ покланѧющїсѧ їлюбовию целующи страдани ѧже твоѧ мучнчскаѧ ївни // хъ са-маго страстоположника хрта давшаго тебе неточїю еже внего веровати ноїеже по-немъ страдати похвалами убла // жающе молїтва їзвенаѧ желания нашего ходатаїница моли снами їонасъ умолѧемаго освоего блгоутробїѧ Бга дамїлостївно // услышїтъ насъ просѧщїхъ его блгостыню їнаставї насъ всѧ коспасенїю жїтие нужднаѧ прошенїѧ їдаруетъ хртнскую кончїну // жївота нашего безболезнену мїрну бжственым таїнамъ […] вовсѧкои скорби їобстоѧнїи требующим его // человколюбїѧ їпомощъ велїкую свою подастъ мїлость дабла-гост[…] твоїмъ теплымъ предстателствомъ дшею їтеломъ всегда зъ // дравїѧ пребывающе словїмъ дївнаго востыхъ своїхъ Бга їзраилева неудалѧющаго помощи онасъ всегда ныне їприсно // ивовеки вековъ вминь»
Лист относится к цензорским экземплярам с пометами и правками цензора, на основании которых устанавливается владелец печатни Иван Стрельцов, содержавший свое заведение в Москве в первой половине XIX века.
Автор:
неизвестный граверВремя создания:
1820 - 1830-е годы, XIX векМесто создания:
МоскваМатериал и техника:
бумага, резецРазмер:
43,5 х 35,0 см (лист); 35,5 х 32,0 см (отжим)Записи/надписи:
цензорского комитета чернилами над изображением – «Отъ Издателя Стрельцова», слева – «№ 268», под изображением справа – «je-»; на левом поле возле первого клейма надпись чернилами «не нужно писать царскую корону»; на клеймах соответствующее изображение зачеркнуто. В текстах над клеймами множественные редакторские правки: замена е на ѣ, и на ї; царю на игемону (1); торгаша на терзаша, ражены на разжеными (2); желзными на желѣзными (5); врассодїну на вразсѣлїну, камену на каменну (6); царъ на отецъ (8).Иконография:
Великомученицы, Варвара, житийная икона, СпасКлючевые слова:
Графика, гравюра, иконаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-4748«Дозволено духовной цензурой. Русская гравюра XVI - XIX веков», город Москва. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. (14.05.2021 - 29.08.2021).
Ровинский Д.А. Русские народные картинки. Спб., 1881. №. 1398.
Хромов О.Р. «Дозволено духовной цензурой. Русская религиозная гравюра XVII - первой половины XIX века». Москва. 2021. С. 88, 153; кат. 57.